Перейти к содержанию

Как Потерять Репутацию И Найти Ее — Не Придуманные Истории


Рекомендуемые сообщения

Как потерять репутацию и найти ее — не придуманные истории

автор Дмитрий Разахацкий

Скандалы, расследования…

 

Белорусский интернет — и в особенности медиа-сферу — в последнее время просто сотрясают скандалы.

То учредитель портала напишет, что жертва неправильно молила людоеда о пощаде, и тот её все-таки съел.

То вдруг забомбят статью про бедного-несчастного инвалида, избитого в метро, вызывая тысячи «гневных» комментариев против «ушлепков», хотя в итоге оказывается, что все было совсем не так — факты не подтверждаются. А потом еще стреляющий пенсионер с обрезом, но пулей в спине подвалит…

То главный редактор IT-портала покажет норов и поставит свой проект под удар, публично нарушая трудовой кодекс и активно посылая всех «несогласных» на три буквы.

А то просто директор двух предприятий, заработавший денег на детских игровых комплексах, вдруг задавит своим представительским авто ребенка и потребует в суде оправдания, чтобы даже права не забирали — они ему «нужны для работы». На суде в последнем слове из трех абзацев особое внимание он уделит тоннам злобных комментариев на форумах, стыдя троллей и призывая к справедливости, т.к. он совсем не злобный монстр, каким его делают в интернете…

Почему репутационные мины стали взрываться чаще?

 

Откуда ноги растут, как говорится? У меня нет ответа — есть только предположения.

Может быть, потому, что за последние годы прирост аудитории в Байнете внушает? Аудитории «с городских окраин», воспитанной на новых белорусских учебниках? Аудитории, которая пока не обладает иммунитетом к софизмам-манипуляциям-троллингу в интернете?..

Может быть, потому, что этот этот троллинг носит организованный характер и заказывается целенаправленно, преследуя какие-то локальные цели? И «заказчики» в принципе не думают, что это влияет не на локальное, а на глобальное — просто результаты появляются в отложенной перспективе.

Может быть, потому, что на сайте «независимого» информагентства с завидной периодичностью появляются статьи циничного «спин-доктора», ответственного как раз за методичное внедрение техник манипуляций в государственных СМИ? И этого человека продолжают упорно называть «медиа-экспертом и аналитиком»…

Может быть, потому, что у всех журналистов возникло стойкое чувство вседозволенности?.. Или потому что журналистами себя возомнили недоучки, поступившие на платные отделения с проходным балоом 7 из 100?..

В свое время Александр Сацук — известный белорусский журналист, опыту которого можно позавидовать — высказался публично на спорную тему… и его просто смешали с грязью. Мне лично его мнение тогда показалось неочевидным и ангажированным, но то, как на его слова реагировали «массы», вызвало отвращение.

По итогам Сацук опубликовал заметку с попыткой анализа произошедшего, вот что он пишет:

 

«Власть при желании может накрыть любую подпольную редакцию, вычислить журналиста, конфисковать технику и так далее. У простых граждан таких возможностей нет и единственный их шанс как-то защитить свои права – это суд. Но как это сделать, если нет субъекта ответственности? Указанная ситуация порождает безответственность журналистов перед тем, что пишешь, как пишешь и насколько все это соответствует действительности.…Можно называть черное белым, а осмелившегося возразить оппонента не убеждать аргументами, а просто облить грязью, чтобы навсегда отбить всякое желание вступать в полемику. Можно наплевать на все, даже не имеющие отношение к политике законы, например, закон об авторском праве. Можно перепечатывать чужие авторские материалы, выдавая их за свои. А можно дать ссылку на первоисточник, но так переделать текст под нужный формат, что соответствующую перепечатку трудно воспринимать иначе, чем нож в спину».

Сравните эту цитату с цитатой из книжки 1930-го года:

 

«Их полемика никогда не направлена на аргументы оппонента, но всегда — на его личность. Немногие смогли выдержать такой стиль полемики. Немногим, очень немногим хватило отваги, чтобы критически противостоять…»«В полемике он, не колеблясь, извращал высказывания оппонентов. Вместо опровержения он использовал брань и оскорбления. И его ученики, в точности повторяя стиль учителя, обливали оппонентов грязью, но никогда не пытались их опровергнуть.Он осознает, какую громадную силу в современном обществе могут представлять собой массы, сконцентрированные на фабриках и заводах, если их удастся политически сплотить. Он ищет и находит лозунги для объединения этих масс в согласованное движение. Он бросает призывы, которые поднимают людей, в целом безразличных к политике, в атаку на частную собственность. Он проповедует доктрину спасения, которая рационализирует их обиды и преобразует зависть и желание мести в «историческую миссию». // О Карле Марксе, родоначальнике марксизма. Из книги Ф.Мизеса «Социализм».

Вы думаете, Маркс и Энгельс породили это явление? Почитайте «Диалоги» Платона с речами Сократа 2000-летней давности — этот товарищ ничем не отличается от современного форумного тролля, я вам скажу.

На практике даже в независимых белорусских изданиях работают эти методы. Например так:

http://geoseo.by/wp-content/uploads/2013/02/charter.jpg

Избирательное восприятие, что называется…

Чем подобный подход отличается от манипуляций в государственных СМИ? Пытаясь убить дракона противостоять пропаганде аналогичными методами, редакторы «независимых» сайтов сами становятся своего рода оппортунистами. Слить непроверенную информацию — пожалуйста. Выдать слухи за факты — не проблема. Навесить ярлыки под видом «оценочных суждений» — обращайтесь. Пусть мы не эксперты, зато честные люди — говорим, что думаем, и верим в это. Признавать ошибки? Зачем, если мы всегда правы…

Так и получается, что «драконы» растят редакторов. Редактора растят журналистов. Журналисты растят читателей. Ну а читатели в итоге растят собственных детей…

«Нас засаживают, ааа!»

 

В новостях прочитал, что за пробы восьмилетней давности дисквалифицировали нескольких чемпионов — все из СНГ (РФ, Украина, Беларусь). Основные комментарии на белорусском форуме:

 

«Самое интересное, что «засаживают» чаще всего спортсменов из СНГ + иногда китайцев. А остальные все белые и пушистые?»

или

«А че тока по СНГ бьют?».

У комментатора даже не возникло мысли, что «засаживают» именно потому, что спортсмены из постсовка массово применяют допинг. Ему кажется, что здесь что-то не так с проверяющими, что это они специально, что спортсмены ни при чем. И главное, этот сократовский прием выглядит логично — ведь у других спортсменов допинга не нашли!..

Такими расстройствами психики страдают манипуляциями злоупотребляют не только посетители форумов, естественно.

Возьмем третьего в списке белорусских интернет-провайдеров. У него 80 тысяч абонентов. Отзывы пользователей онлайн практически все негативные. Я и сам как-то целый год пользовался интернетом через этого провайдера, и знаю об их «качестве» не понаслышке — отговорил нескольких друзей с ними связываться… Вы думаете, провайдеру есть дело до меня? Ни с моим, ни с чужими отзывами со стороны провайдера никто в принципе не работал и не работает. Его стратегия — активная рекламная долбежка по разным каналам с целью привлечения новых абонентов.

Результат: интервью руководителя о запуске новых возможностей мгновенно обрастает десятками негативных комментариев о низком качестве существующих услуг — люди даже слышать не хотят о запуске каких-то там новых. Однако никакой реакции на отзывы со стороны компании как обычно не последовало. Они выше этого — ну-ну:)

http://geoseo.by/wp-content/uploads/2012/02/pizzatempo.jpg

Когда администратор кафе отказался решить проблему, история попала на форум, затем в СМИ, обрасла комментариями — пришлось оправдываться уже руководству…

Ошибка такого подхода, в общем-то, очевидна, но бизнесмены «старой закалки» просто не осознают, что мир уже изменился и будет меняться дальше еще быстрее.

Потребитель все меньше верит фальшивым акциям. Бренды легко теряют уважение и веру потребителей. Корпоративные новости воспринимаются как втюхивание. Характер интернета такой, что поделать
http://www.ci2b.info/wp-includes/images/smilies/icon_smile.gif
Смотрите
, если еще не видели.

Доверие бесценно?

 

Тутбай столкнулся с этим, когда отрубил прямой эфир на своем онлайн-ТВ во время выступления Лявона Вольского и получил волну возмущения со стороны пользователей. Сотрудники портала потом удивлялись, как же можно так — забыть все прежние наши заслуги и устроить «вакханалию» о том, что на портале введена цензура.

И чем больше флуктуаций в объяснении произошедшего со стороны сотрудников портала (сначала отрубили эфир за «издевательство над госслужащими», затем объяснили, что «это пиар-акция исполнителя», что «выложим видео позже без этой песни», что «она все равно станет хитом, потому что всем будет интересно, что же мы не пропустили», а в итоге все-таки «не хотели подставлять исполнителя», но «посоветовались с юристом» и «выложили как есть, раз ему все равно»), тем мощнее будет удар по репутации.

Однако, у большого корабля — большой запас прочности, тем более если руководство оперативно вступает в контакт, делает «опровержения» и идет на попятную после шквала критики, как бы извиняясь и признавая ошибку.

Шумовой эффект связан с высотой полета, конечно. Чем выше взобрался, тем громче падать — если вы начинаете вдруг использовать свою известность не по назначению. Спросите у Киркорова, что называется.

Подобная ситуация с самоцензурой на портале напомнила также послевыборную ситуацию с одним известным кандидатом-экономистом, зачитавшем по бумажке пасквиль на своих «соратников». Бывает, что обстоятельства давят так, что силы духа просто не хватает в какой-то момент. Это не просто удар по репутации, это ее убийство. Но даже в таком случае можно восстановить отношения или по крайней мере сформировать новые — главное, признать ошибку и начать целенаправленно работать над ее исправлением. Это займет много времени — но другого пути нет!

И почему это будет не достойно уважения? Мы все совершаем ошибки. Задача в том, чтобы научиться их замечать, осознавать и пытаться исправлять — тогда это реально становится новым стимулом для развития.

Один вопрос остается: зачем равняться на тех, у кого свои ошибки признавать не получается?

«Ну потому что так все делают!»

 

Да, на этот же аргумент давил адвокат бизнесмена, задавившего ребенка машиной — «все нарушали правила, почему виноват он?». И несмотря на весь «гнев толпы», этот товарищ так и не смог понять, что ответственность не может быть коллективной — это иллюзия. Ответственность всегда будет исключительно личной.

Вот вам «говорящий» пример отношения к репутации на западе:

http://geoseo.by/wp-content/uploads/2012/10/reputation.jpg

Так мошенники вымогают деньги, играя на боязни западных компаний «потерять лицо» — и это речь идет «всего лишь» про сервисы пользовательских отзывов…

Бизнесмены! Не путайте черный пиар и негативные комментарии!

 

Все предыдущие заслуги в кризисных ситуациях как бы «забываются» — отношения меняются во мгновение ока. И это происходит не только потому, что плохие отзывы давят на психику, но и во многом потому, что тот, на кого «нападают», применяет неверные методы «обороны».

В ситуации «мальчик понял, что мама его обманывает, когда в третьем киндер-сюрпризе подряд ему попался желток и белок» важны не действующие лица, не сюрпризы и ожидания — важны факты! А они говорят — «мама обманула».

  • Не обманывайте пользователей!
  • Оперируйте фактами.
  • Относитесь с уважением к собеседнику.
  • Реагируйте оперативно.
  • Не используйте неадекватные силовые меры.
  • Ищите единомышленников.
  • Превращайте врагов в друзей!

Вот и вся оборона. И это работает. И это никак не связано с плохим интернетом или атакой троллей — это связано с вами лично и вашим характером.

Всегда можно ответить благожелательно и нейтрально, чем-то вроде «Когда я на нее смотрю, то не замечаю твои волосы» http://www.ci2b.info/wp-includes/images/smilies/icon_smile.gif И погасить конфликт в зародыше.

http://geoseo.by/wp-content/uploads/2013/02/vottak.jpg

«Характер подобен дереву, а репутация — его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве». Авраам Линкольн, американский президент, освободитель американских рабов.

Пользователи! Не переходите на личности, обращайте внимание на факты!

 

Задумайтесь об этих словах:

«Пользователям соцсетей, активно размещающим информацию о себе в интернете, в будущем, вполне вероятно, придется менять имена и фамилии, чтобы порвать с неудобным онлайн-прошлым». // Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google, август 2010г.

Все наши онлайн комментарии на сайтах, посты в соцсетях и т.д., и т.п. можно собрать в «отдельную папочку», составить ваш психологический портрет, и придумать способы управления исключительно вашим мнением. Big Data is watching you!

Да, пока массово и публично этого никто не делает — но возможности для этого уже есть! И при большом желании (и некотором умении) все ваши манипуляции всегда могут быть использованы против вас.

На свету тень есть у всех, хотите вы этого или нет. У вас столько репутаций, сколько знакомых, потому что все люди думают о вас по-разному. Вас же по-настоящему должен заботить ваш характер. Вы полностью его контролируете и должны развивать, оттачивать и культивировать. Как только ваш характер станет сильным и крепким, все положительное придет само собой.

Интернет дает огромные возможности влиять на принятие решений — учитесь пользоваться этим во благо, блин!:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

«Пользователям соцсетей, активно размещающим информацию о себе в интернете, в будущем, вполне вероятно, придется менять имена и фамилии, чтобы порвать с неудобным онлайн-прошлым». // Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google, август 2010г.

 

 

просто не надо делать то, за что в последствии будет стыдно. Когда сидишь в комнате одна перед компьютером создаётся иллюзия, что это личное, но Интернет - это такое же публичное место как центральная площадь - никто же на центральной площади не собирает взрывчатку или не занимается сексом... я считаю, что честному человеку, живущему в соответствии со своей совестью и своими убеждениями скрывать нечего и ничего особенно плохого ему от его откровенности не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...