Перейти к содержанию

Междисциплинарное Время


Рекомендуемые сообщения

ПОЭЗИЯ

Что такое поэзия? Поэзия - это некий гибрид из связей, аналогий, метафор и глоточка ДУХА. Поэзия междисциплинарна, поэт это междисциплинарий.

Гибридность поэзии проявляется в сложных представлениях о времени и его протекании, связях, в связывании объектов и явлений.

Течение времени, проявленное средствами поэзии приводит к возникновению новых представлений о времени, приводит поэта к междисциплинарному времени

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 17
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВРЕМЯ

Ощущение пространства связано с ощущением времени. И наоборот ощущение времени доопределяет ощущение пространства

Ощущения времени проявленное аналитиком, финансистом, политическим аналитиком, банкиром, project managers отличается от ощущений времени проявленных поэтом, художником

Если для описания ощущений времени аналитика, финансиста, банкира достаточно заглянуть в курс по теории корпоративных финансов, например в “принципы корпоративных финансов” Р.Брейли и С. Майерс, увидеть там связь между временем и стоимостью денег (The Time Value of Money), упомянуть о линейной природе времени, то для поэта таких представлений недостаточно

Интересные комментарии на тему времени, можно найти у Тарковского cм. Запечатленное время

“Время не предмет, а идея”

……………..

Время необходимо человеку, чтобы, воплотившись, он мог осуществиться как личность. Но я не имею в виду линейное время, означающее возможность успеть что-то сделать, совершить какой-то поступок. Поступок — это результат, а я рассуждаю сейчас о причине, оплодотворяющей человека в нравственном смысле.

История — еще не Время. И эволюция тоже. Это последовательности. Время — это состояние. Пламя, в котором живет саламандра человеческой души.

 

……………..

Говорят — время необратимо. Это справедливо лишь в том смысле, что, как говорится, прошлое не воротишь. Но что это, в сущности такое — «прошлое»? То, что уже прошло? Но что это означает — «прошло», если для каждого именно в прошлом заложена непреходящая реальность настоящего, каждого текущего мгновения? Прошлое, в определенном смысле, гораздо реальнее или уж во всяком случае стабильнее, устойчивее настоящего. Настоящее скользит и уходит, словно песок между пальцами, и определяет свою материальную весомость лишь в воспоминании о нем. В противоположность надписи на Соломоновом кольце, как известно, гласящей, что «Все проходит», мне хочется сосредоточить внимание на обратимости времени в этическом его значении. Время не может бесследно исчезнуть, потому что является лишь субъективной духовной категорией. Время, проживаемое нами, оседает в наших душах опытом, располагающимся во времени.

Причины и следствия взаимообусловлены прямой и обратной связью. Одно порождает другое с неумолимой предопределенностью, которая оказалась бы фатальной, если бы мы были способны обнаружить все связи сразу и до конца. Связь причины и следствия, то есть переход из одного состояния в другое, — и есть форма существования времени, способ воплощения в нашей повседневной практике этого понятия. Но причина, породившая некое следствие, вовсе не отбрасывается вон, точно отработанная ступень ракеты. Имея некое следствие, мы то и дело возвращаемся к его истокам, причинам — другими словами, говоря формально, мы при помощи совести возвращаем время вспять.

Тарковский о времени и монтаже картины, cм. “Запечатленное время”

Опираясь на собственный опыт, могу рассказать о том, с каким чудовищным трудом монтировалось, например, «Зеркало». Существовало около двадцати с лишним вариантов монтажа картины. Я говорю о вариантах не в связи с изменением отдельных склеек некоторых планов, но о кардинальных переменах в самой конструкции, в самом чередовании эпизодов. Моментами казалось, что картина уже вовсе не смонтируется — а это означало бы, что при съемках допущены непростительные просчеты. Картина не держалась, не желала вставать на ноги, рассыпалась на глазах, в ней не было никакой целостности, никакой внутренней обязательной связи, никакой логики. И вдруг, в один прекрасный день, когда я с трудом изобрел еще одну возможность сделать еще одну последнюю отчаянную перестановку, — картина возникла. Материал ожил, части фильма начали функционировать взаимосвязанно, точно соединенные единой кровеносной системой. Когда в зале я смотрел этот отчаянный вариант, картина родилась на наших глазах. Я еще долго после этого не мог поверить в это чудо — что картина склеилась.

Это была серьезная проверка правильности того, что мы делали на съемочной площадке. Было ясно, что соединение частей зависело от внутреннего состояния материала. И если состояние это рождалось в нем во время съемок, если мы не обманывались в том, что оно все-таки возникало, то картина не могла не склеиться — это было бы противоестественно. Для того чтобы соединение произошло, было органичным и оправданным, нужно было ощутить смысл, принцип внутренней жизни снятых кусков. И когда это, слава Богу, произошло — какое же облегчение мы все испытали!

В «Зеркале» сочленялось само время, протекающее в кадре. В этой картине всего около двухсот кадров. Это очень немного, если учесть, что в картине такого же метража их содержится обычно около пятисот. Малое количество кадров определяется здесь их длиной. Склейка кадров организует их структуру, но не создает, как это принято считать, ритм картины.

Ритм же картины возникает в соответствии с характером того времени, которое протекает внутри кадра. Одним словом, ритм картины определяется не длиною монтируемых кусков, конечно же, а степенью напряжения протекающего в них времени. Монтажная склейка не может определить ритма — в этом случае монтаж не более чем стилистический признак. Более того, время течет в картине не благодаря склейкам, а вопреки им. Вот это течение времени, зафиксированное в кадре, и должен уловить режиссер в кусках, разложенных перед ним на полках монтажного стола.

Именно время, запечатленное в кадре, диктует режиссеру тот или иной принцип монтажа, а, как говорится, «не монтируются», то есть плохо склеиваются, те куски, в которых зафиксировано принципиально разное существование времени. Так, например, реальное время не может смонтироваться с условным, как невозможно соединить водопроводные трубы разного диаметра. Эту консистенцию времени, протекающего в кадре, его напряженность или, наоборот, «разжиженность» — назовем, ну, что ли, давлением времени в кадре. Тогда монтаж явится способом соединения кусков с учетом давления в них времени.

Единство ощущения в разных кадрах может быть вызвано единством давления, напора, определяющих ритм картины.

Как же ощущается время в кадре? Оно возникает там, где за происходящим чувствуется какая-то значительность правды. Когда совершенно ясно сознаешь, что-то, что ты видишь в кадре, не исчерпывается визуальным его изображением, а лишь намекает на нечто, бесконечно распространяющееся за кадр, намекает на жизнь. Как бесконечность образа, о которой мы говорили. Фильм - больше, чем он есть на самом деле. (Если это, конечно, настоящий фильм.) И мыслей, и идей в нем всегда оказывается больше, чем было сознательно заложено автором. Как жизнь, непрестанно движущаяся и меняющаяся, каждому дает возможность по-своему трактовать и чувствовать каждое отдельное мгновение, так же и настоящий фильм с точно зафиксированным на пленку временем, струясь за пределы кадра, живет во времени, если и время живет в нем, — специфика кино в особенностях этого обоюдного процесса.

Тогда фильм становится чем-то большим, нежели номинально существующая, отснятая и склеенная пленка, — больше, чем рассказ, и больше, чем сюжет. Фильм отделяется от автора и начинает жить собственной жизнью, изменяясь по форме и по смыслу при столкновении с личностью зрителя.

……………..

Однако сочленение кадров намеренно разного временного напряжения должно вызываться к жизни не случайными соображениями, а внутренней необходимостью, должно быть органично для материала в целом. Если же органика таких переходов нарушена, то немедленно вылезают, выпирают, становятся заметны глазу монтажные акценты, которые режиссер хотел бы скрыть. Любое искусственное, не созревшее изнутри торможение или ускорение времени, любая неточность смены внутреннего ритма дают фальшивую, декоративную склейку.

Соединение неравноценных во временном смысле кусков неизбежно ведет к ритмическому сбою. Однако сбой этот, если он подготовлен внутренней жизнью соединяемых кадров, может стать необходимым для того, чтобы вычленить нужный ритмический рисунок. Возьмите разное временное напряжение: символически говоря, ручей, поток, река, водопад, океан, — их соединение и дает возникновение уникального ритмического рисунка, который как органическое новообразование есть вызванное к жизни авторское ощущение времени.

А поскольку ощущение времени есть органически присущее режиссеру восприятие жизни и ритмические напоры в монтируемых кусках диктуют ту или иную склейку, то монтаж выдает почерк того или иного режиссера. Через монтаж выражается отношение режиссера к самому замыслу, через монтаж получает свое окончательное воплощение мировоззрение художника. Думаю, что режиссер, легко и по-разному монтирующий свои картины, достаточно неглубок. Вы всегда узнаете монтаж Бергмана, Брессона, Куросавы, Антониони. Вы их никогда и ни с кем не спутаете... Ибо их восприятие времени, выраженное в ритме, всегда одно и то же.

Если в соответствие “кадру Тарковского” поставить предметную область, то мы получим междисциплинарное представление о природе времени

Каждая предметная область (каждый кадр у Тарковского) оперирует своим собственным временем, своим “временным напряжением”, связывая (склеивая) предметные области мы получаем некое новое междисциплинарное время (сети времени).

Почему бы не перенести такое сложное междисциплинарное представление о времени и творчестве на политику, историю, культуру, этику, экономику, расширив тем самым классические разорванные (рваные) представления о времени до междисциплинарных. Тем более что есть носители такого времени, междисциплинарии, поэты.

И дело тут вовсе не в капризах поэта относительно его ощущений времени, просто его ощущения времени гораздо богаче ощущений финансового аналитика.

Поэт оперирует к нелинейной, междисциплинарной природе времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сборка (монтаж) междисциплинарного времени

 

 

Если время можно порвать на части средствами экономики, политики, права, культуры, философии, антропологии, биологии, религии, этики

 

То его можно и попытаться склеить теми же самыми средствами

 

Культура, религия, философия, математика, антропология, лингвистика, право и т.д. тогда должны доопределять представления о времени, о его течении

 

Время его напряжение и давление диктуют поэту правила связывания предметных областей. Меняя порядок связывания предметных областей мы можем менять направление течения времени, меняя междисциплинарные связи мы меняем ощущения времени

 

Поэта более не интересуют детали конкретной политической системы, её устройство, его более интересует какое ощущение времени ему удастся воссоздать междисциплинарными средствами

 

Создавать нужно не новую политическую систему, а иное, новое ощущение времени

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брейли, Майерс в свое книге “принципы корпоративных финансов” раскрывают связь между экономикой и политическими рисками, за которой можно увидеть их видение междисциплинарных связей, попытаться разглядеть не проявленное междисциплинарное время и его течение, попытаться увидеть свойственные аналитику ощущения времени

 

Ощущение времени Брейли, Майерс определяет экономика. Время течет из экономики в социоэкономику, затем в политику, потом в религию, в право и законодательство, перетекает в этику, завершает это течение демократический контроль

 

 

России необходимо воссоздать собственное ощущение течения времени добавив к этому ощущению культуру, философию, антропологию, лингвистику, и т.д. , и избавится от безвременья

 

Нельзя рассчитывать на работоспособность чужих финансовых моделей, не меняя при этом свои представления о времени. Вначале необходимо переосмыслить свои ощущения и представления о времени, а затем подложить под них соответствующее междисциплинарное представление (не только экономику и финансы !!!) вместе с соответствующим способом описания мира.

 

Может быть, именно поэтому в России не приживаются, не переводятся, не трансформируются, не адаптируются ни западные, ни восточные экономические подходы и модели

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Запад пытается свести поэзию средствами аналитической лингвистики и поэтики к аналитике

 

Русским необходимо наоборот вывести аналитику и экономику на уровень поэзии, на уровень междисциплинарных представлений

 

У русских не столько иной культурный код, сколько у русских иное восприятие, иное ощущение времени и его протекания, иные подходы к связыванию и описанию объектов и явлений.

 

Посмотрите на “советское время”, на атмосферу того времени не под углом “уныло-беззаботного советского прошлого” а под углом иных представлений о времени, под углом иных представлений о течении времени

 

На одном и том же культурном материале, на одном и том же множестве культурных декораций (похожих культурных декораций) западный и русский человек, аналитик и поэт выстраивают совершенно разные по своим ощущениям и глубине представления о времени, представления о природе человека, его внутреннем мире

 

Общемировая культура нарезается и монтируется каждым народом в соответствии с собственными представлениями о времени и его давлении

 

Это похоже на рассуждения и фильмы А. Тарковского

 

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...