Перейти к содержанию

Россия сможет вводить экономические санкции


Рекомендуемые сообщения

22.12.2006

 

Госдума приняла во втором и третьим чтениях закон "О специальных экономических мерах", обеспечив таким образом законодательную возможность введения специальных мер в условиях "чрезвычайной международной ситуации". Формулировка может сбить с толку глобальностью подхода. На самом деле суть законопроекта проста и, как отмечают многие эксперты, является скорее демонстрацией готовности России действовать решительно при отстаивании своих интересов на мировой арене. Как уже отмечалось чиновниками, законопроект создает правовую основу для оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию, возникшую в результате неправомерных действий со стороны иностранных государств и их резидентов. Примеры таких неправомерных действий можно легко найти в недавней истории российско-грузинского конфликта, подчеркивают специалисты. Теперь запрет на продажу в России грузинского и молдавского алкоголя и других продуктов обоснован законодательно и позволяет существенно расширить область его применения.

 

Отметим, что законопроект вводит понятие "специальные экономические меры", к которым относятся: приостановление реализации программ в области экономической, технической и военной помощи; запрещение финансовых и внешнеэкономических операций или их ограничение; приостановление действия международных торговых договоров в области внешнеэкономических связей; изменение экспортных и импортных таможенных пошлин; запрет и ограничение захода в порты РФ судов и использования воздушного пространства России; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрет участия в международных научных и научно-технических программах и проектах.

 

Срок применения специальных экономических мер устанавливается президентом РФ. Он также может принять решение о досрочной отмене этих мер в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их применения. В документе оговаривается, что срок действия таких мер не должен превышать 4 года, причем он может быть продлен на 2 года, если сохраняется угроза здоровью, правам и законным интересам граждан и безопасности государства. Предложения о применении специальных экономических мер могут быть внесены Советом Федерации, Госдумой и Правительством РФ. Кроме того, если реализация спецмер потребует решений Банка России, то такие ограничения будут устанавливаться ЦБ во взаимодействии с правительством РФ.

 

Мнения о целесообразности введения подобной практики разделились, что вполне объяснимо: с одной стороны понятно, что подобный механизм может способствовать укреплению геополитических позиций России. Однако вызывает вопрос, будет ли такая инициатива формировать имидж сильной страны в глазах наших партнеров? Руководитель "Центра политической информации" Алексей Мухин придерживается мнения, что данный закон прежде всего дает большую широту для политического и экономического маневра для верховной власти РФ. Данная мера – безусловно, ответ на те меры и заявления, которые были приняты в отношении России Грузией, Украиной и в какой-то степени Туркменией, которая решила резко повысить цены на газ в довольно непредсказуемом виде. "Данная мера будет принята как предупредительная: президент не собирается пользоваться ей как обычным инструментом, а только в виде исключения. Скорее всего этот закон будет иметь педагогический эффект", - подчеркнул эксперт.

 

Между тем как раз сегодня, за неделю до конца года, Газпром сделал официальное заявление, что расценивает позицию грузинской стороны как отказ от приобретения российского газа в 2007г. Об этом заявил официальный представитель газового холдинга Сергей Куприянов. Он сообщил, что несколько дней назад руководство ОАО "Газпром" направило грузинской стороне письма с просьбой в ближайшее время определиться с объемами закупаемого в 2007 г. российского газа. Грузинская сторона не ответила на запрос, а министр экономического развития Грузии Георгий Арвеладзе назвал цену, предложенную "Газпромом", "неприемлемой" и "политической".

 

Однако экономисты высказывают опасения, что в законопроекте о специальных экономических мерах много спорных моментов. Например, возможность приостанавливать международные договоры в области внешнеэкономических связей приводит к неопределенности в отношении уже действующих договоров, при заключении которых не предусматривалось такого основания для их приостановления. Главный экономист УК Русь-Капитал Алексей Логвин отмечает, что польза от применения экономических санкций действительно весьма сомнительна – существует масса исследований о влиянии санкций на экономику своей страны и страны, подвергающейся санкциям и статистика показывает, что эффект от санкций невелик и основное наказание приходится на собственные компании. "Дело, очевидно, не в чисто экономической составляющей – продавать оборудование, скажем, в Иран может быть очень выгодно в краткосрочной перспективе, но политически это неправильно и может быть пресечено именно при помощи принятого закона", - отметил эксперт в интервью Quote.ru.

 

Елена Замирская Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...