Перейти к содержанию

Владимир Крючков


Рекомендуемые сообщения

40 лет назад было создано Пятое управление КГБ СССР, для борьбы с "идеологической диверсией".

В начале девяностых оно было расформировано. Однако в 1998 году рамках ФСБ было создано Управления по защите конституционного строя, которое по мнению члена комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова является аналогом Пятого управления КГБ.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 71
  • Создана
  • Последний ответ
Однако в 1998 году рамках ФСБ было создано Управления по защите конституционного строя, которое по мнению члена комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова является аналогом Пятого управления КГБ.

Когда ВВП возглавил ФСБ - так? Или до него?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КГБ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

После длительной череды реорганизаций через ГПУ - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД органы безопасности были преобразованы в Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.

По существовавшему тогда порядку, важное политическое решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 г. на основании записки министра внутренних дел СССР С.Н.Круглова.

В ней, в частности, отмечалось, что МВД "...не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством", и содержалось в этой связи предложение выделить оперативно-чекистские управления и отделы – всего их было 16 из 40 структурных подразделений министерства, - и на их базе образовать Комитет по делам государственной безопасности при СМ СССР. Сразу отметим, что в результате проведенных преобразований в МВД осталось 20 управлений и самостоятельных отделов.

В процессе реформирования органов госбезопасности Кругловым также предлагалось сократить численность их оперативного состава на 20%, что должно было составит 15 956 штатных единиц, и что должно было дать годовую экономию в 346 миллионов рублей. А в целом, с учетом сокращения численности МВД (на 8 839 штатных единиц), реформа обещала экономию в сумме 860 млн. рублей.

Приводимые цифры позволяют предположить, что к февралю 1954 г. численность органов госбезопасности, без учета военнослужащих пограничных войск, составляла около 80 тысяч человек.

По результатам обсуждения этой докладной записки и с учетом высказанных в ходе него предложений и замечаний, 13 марта 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании КГБ при Совете министров СССР, а его председателем был назначен 51 летний Герой Советского Союза генерал-полковник И.А.Серов, начавший службу в органах госбезопасности с июля 1939 г.

Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 г. была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы:

Первое Главное управление (ПГУ, разведка за границей);

Второе Главное управление (ВГУ, контрразведка);

Третье Главное управление (военная контрразведка);

Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное);

Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами);

Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах);

Шестое управление (транспортное);

Седьмое управление (наружное наблюдение);

Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства);

Десятое управление (управление коменданта Московского кремля);

Следственное управление, а также 5 самостоятельных специальных отделов, отдел (в дальнейшем - управление) правительственной связи и учетно-архивный отдел.

В целом эта структура раскрывает задачи и функции нового союзно-республиканского ведомства.

 

2 апреля 1957г. КГБ при СМ СССР были переданы из структуры МВД пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск (ГУПВ).

 

В июне было проведено Всесоюзное совещание руководящих работников КГБ, на котором с программной речью выступил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев.

 

Согласно решению ЦК КПСС, в числе задач КГБ была сформулирована и такая: "В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берия и добиться превращения органов госбезопасности в острое оружие нашей партии, направленное против действительных врагов нашего социалистического государства, а не против честных людей". Это было связано с выявлением фактов нарушения законности в деятельности МГБ-МВД в 1946-1953 г.

 

Отметим и тот факт, что в 1953 году в последний раз было вынесено решение "в особом порядке" об административной высылке членов семей бывшего министра Л.П.Берии и лиц, проходивших по его уголовному делу(всего в отношении 54 человек). После этого Особое совещание (ОСО) при МВД СССР было упразднено 1 сентября 1953 г.

 

Следует также сразу и особо подчеркнуть, что серьезная критика деятельности органов государственной безопасности, начатая в специальном секретном докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущев на ХХ съезде коммунистической партии, оказала самое серьезное и непосредственное воздействие на формирование, комплектование и деятельность органов КГБ, однако имевшее как позитивные, так и существенные негативные последствия.

 

Известно, что Н.С.Хрущев неоднократно официально заявлял что "органы госбезопасности вышли из под контроля партии и поставили себя над партией", что не в полной мере соответствует исторической правде. Ныне этот исторический миф убедительно развеивается недавно изданным сборником документов "Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922- декабрь 1936" (М., 2003).

 

Под лозунгом "исключить возможность возврата к 1937 году", органам госбезопасности, в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом, ЦК КПСС было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской и профсоюзной номенклатуры. По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956 г. положило начало коррупции и зарождению организованной преступности в нашей стране, ибо вывело значительные контингенты лиц, обличенных властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, из-под контроля правоохранительных органов, в том числе КГБ СССР. В то же время, это облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства.

 

В пункте 1 Положения о КГБ и его органах на местах, утвержденного Постановлением Советом министров СССР 9 января 1954 г., подчеркивалось, что органы государственной безопасности "... являются политическими органами, осуществляющими мероприятия коммунистической партии и Правительства по защите Социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР. Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства...

 

Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС."

 

В пункте 11 раздела "Кадры органов и войск государственной безопасности" Положения отмечалось: "Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам".

 

В пункте 12 подчеркивалось "Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости.

 

Надзор за следствием в органах госбезопасности осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР".

 

Руководители и партийные организации органов и войск КГБ обязывались воспитывать своих сотрудников "...в духе партийной принципиальности, беззаветной преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, в духе бдительности, честного отношения к делу и строжайшего соблюдения социалистической законности.

Партийные организации проводят партийно-политическую и организационную работу и обеспечивают развитие деловой критики и самокритики. Партийные организации и каждый коммунист имеют право, руководствуясь уставом КПСС, сигнализировать о недостатках в работе органов государственной безопасности в соответствующие партийные органы".

 

Это положение действовало до 16 мая 1991 г., когда был принят закон "Об органах государственной безопасности в СССР".

 

По устоявшейся традиции, формирование штата сотрудников органов государственной безопасности шло по рекомендации партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или ВУЗов после их проверки и тщательного изучения, или "партийным набором", то есть направлением партийных работников на, как правило, руководящие должности после соответствующей краткосрочной подготовки.

 

С 1954 г. подготовка сотрудников велась в Высшей школе КГБ при СМ СССР, ставшей высшим учебным заведением с трехлетним сроком обучения.

 

Не смотря на то, что первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев с явным подозрением смотрел на органы государственной безопасности, И.А.Серов впервые за послевоенные годы сумел добиться присвоения генеральских званий 10 работникам КГБ в мае 1954 г.

 

В то же время шел процесс проверки всего личного состава органов КГБ на предмет причастности к имевшим место нарушениям законности - часто подобные факты выявлялись в процессе пересмотра архивных уголовных дел по заявлениям граждан и обращениям с просьбой о реабилитации.

 

Как сообщал в 1957 г. в ЦК КПСС И.А.Серов, с момента образования КГБ "из органов" было уволено более 18 тысяч человек, в том числе "более 2300 сотрудников за нарушения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и служебные проступки. Около 200 человек были уволены из Центрального аппарата КГБ, 40 были лишены генеральских званий". Он также отмечал, что, по сравнению с 1954 г., численность личного состава КГБ была сокращена более чем на 50%, а в 1955 г. численность личного состава была дополнительно сокращена на 7678 единиц и 7800 офицеров были переведены на положение рабочих и служащих.

 

По этому поводу в одном из своих выступлений в феврале 1959 г. Н.С.Хрущев отмечал, что "мы... наши органы государственной безопасности значительно сократили, да и еще нацеливаемся их сократить".

 

В записке в ЦК КПСС по итогам работы КГБ в июне 1957 г. И.А.Серов также отмечал, что в ЦК КПСС (Н.С.Хрущеву) было направлено 2508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, 2316 сообщений было направлено в Совет министров, также разведывательная информация направлялась в отдел ЦК КПСС по внешним связям, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения. За этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая и опасная работа советских разведчиков.

 

В апреле 1959 г. ставший председателем КГБ А.Н.Шелепин предложил сократить штат оперативных работников в центре и на местах еще на 3 200 единиц, а штат рабочих и служащих - на 8 500 человек.

 

Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания "чисток" и сокращений в органах госбезопасности не лучшим образом сказывалась как на результатах работы, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан.

 

Следует подчеркнуть, что с введением в действие новых Уголовного и Уголовно процессуального кодексов РСФСР и союзных республик, к подследственности, то есть к с компетенции органов КГБ при СМ СССР, была отнесена работа по 15 составам особо опасных и иных государственных преступлений, в том числе измене Родине, шпионажу, разглашению государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, террористическим актам, диверсии, вредительству, нелегальному переходу государственной границы, контрабанде, незаконным валютным операциям, антисоветской агитации и пропаганде, организационной антисоветской деятельности.

 

В феврале 1960 г. постановлением Совета министров были упразднены 4, 5 и 6 управления, а их функции были переданы в ВГУ КГБ (его, а фактически, всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П.В.Федотов, О.М.Грибанов, С.Г.Банников, Г.К.Цинев, Г.Ф. Григоренко, И.А.Маркелов, В.Ф.Грушко). Тогда же при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, ставшая костяком будущего Аналитического управления (создано в 1990г.).

 

В речи в октябре 1961г. на XXII съезде КПСС Шелепин заявил, что "Органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности - это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги - Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова".

 

18 мая 1967г. на должность председателя КГБ при СМ СССР был назначен Секретарь ЦК КПСС и заведующий отделом ЦК по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран Ю.В. Андропов. 17 июля того же года по инициативе КГБ Политбюро ЦК КПСС приняло решение о создании в структуре комитета самостоятельного 5-го управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника, причем его куратором по линии руководства стал первый заместитель председателя КГБ С.К.Цвигун. В записке в Политбюро ЦК КПСС по вопросу о создании нового управления Ю.В.Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954 г. в контрразведывательных подразделениях КГБ работало 25375 сотрудников, то в июне 1967 г. только 14 263 человек. В этой связи новый председатель КГБ просил увеличить штат комитета на 2250 единиц, в том числе на 1750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Согласно приказу № 0096 от 27 июля 1967 г. штат образованного 5-го управления КГБ составил 201 должностную единицу.

 

Вот как информировал Ю.В.Андропов ЦК КПСС о результатах работы КГБ за 1967 г. (№ 1025-А/ОВ от 6 мая 1968 г.). Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме их работы, приведем ряд выдержек из него.

 

В частности, председателем КГБ подчеркивалось:

 

"...Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных центров...".

 

Всего резидентурами КГБ было получено 25645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. (Наиболее сильными и результативными специальными службами в 70-е-80-е годы при этом считались разведки Германской демократической республики (Управление "А" МГБ ГДР), а также Чехословакии и Польши).

 

На основании полученных ПГУ КГБ СССР материалов в ЦК КПСС было направлено 4260 информационных сообщений, дополнительно в линейно-функциональные отделы ЦК КПСС было направлено 4728 сообщений, в МИД - 4832, в министерство обороны и ГРУ - 4639. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации.

 

Помимо этого, в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно-промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники.

 

По линии контрразведки "среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций (в 1967 г. их насчитывалось свыше 250 тысяч человек), установлены 270 иностранцев, подозреваемых в причастности к специальным службам противника. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев.

 

Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.

 

Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде регионов страны...

 

В 1967 г. на территории СССР зарегистрировано распространение 11 856 листовок и других антисоветских документов... Органами КГБ установлено 1 198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966 г. их было 41, а в 1967 году - 114 человек...

 

Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с.г. контрразведывательными аппаратами ведется разработка 1 068 человек, разыскивается 2 293 человека, осуществляется наблюдение за 6 747 человек.

 

В 1967 г. органами КГБ привлечено к уголовной ответственности 738 человек, из них 263 человека за особо опасные и 475 - за иные государственные преступления. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек - в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек – в нелегальном переходе границы, 100 человек - в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек - в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж ...

 

Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6 732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3 783 делам вынесены заключения о их прекращении. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. В 1967 г. органами КГБ было профилактировано 12 115 человек, большинство из которых допустили без враждебного умысла проявления антисоветского и политически вредного характера...

 

Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967 г. золота в слитках и монетах около 30 кг, изделий из драгоценных металлов и камней, иностранной валюты и разных товаров на общую сумму 2 миллиона 645 тысяч рублей.

... на работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4 502 - на офицерские должности. Одновременно уволено 6 582 человека, из которых 2 102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы.

 

... в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии".

 

Подобная форма и структура отчетов в "инстанции", как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности.

 

Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, а также постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач.

 

По устоявшейся в то время традиции, подобные организационно-штатные решения принимались Политбюро ЦК КПСС и оформлялись постановлениями Совета министров, после чего следовал приказ председателя КГБ.

 

26 ноября 1969 г. было образовано "Бюро связи КГБ с издательствами и другими средствами массовой информации", чаще именовавшееся "Пресс-бюро КГБ", в мае 1990 г. преобразованное в Центр общественных связей со значительным расширением его функций и изменением методов работы.

 

13 марта 1969 г. было создано 15 управление, основной задачей которого являлось "обеспечение постоянной готовности к немедленному приему укрываемых (советского руководства - О.Х.), в защищенные пункты (объекты) и создание в них условий, необходимых для нормальной работы в особый период".

 

 

Следует также отметить одно чрезвычайно важное обстоятельство. 25 декабря 1972 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ "О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия" (несколько позднее аналогичный указ о вынесении официального предостережения был принят в отношении органов прокуратуры).

 

В ходе подобной беседы профилактируемому лицу оглашалось мотивированное заключение об объявлении официального предостережения. В случае отказа гражданина от подписания заключения, составлялся протокол об объявлении ему предостережения. Профилактируемому также сообщалось, что заключение это, вместе с протоколом объявления официального предостережения, будут переданы в прокуратуру и, в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия, будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны - предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры.

 

При всей своей важности и актуальности, этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток, а именно: по трудно объяснимой причине, он имел гриф "Не для печати", что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. В этой связи этот Указ, а также инструкция по его применению, объявлялись приказом КГБ при СМ СССР № 0150 от 23 марта 1973 г.

 

К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1992 г. их предупредительно-профилактическая работа вообще не имеет законодательного регулирования, что самым негативным образом сказывается как на ее эффективности, так и содержании, масштабах.

 

Дальнейшая реорганизация органов КГБ СССР проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного - Второго главного управления - путем преобразования их в самостоятельные управления (всего к 1980 г. в его структуре имелось 17 отделов).

 

В сентябре 1981 г. управление "Т" 2-го главного управления, осуществлявшее контрразведывательную работу по обеспечению безопасности транспортных отраслей страны, было преобразовано в самостоятельное 4 управление КГБ СССР.

 

В мае 1982 г. Ю.В.Андропов был избран Секретарем ЦК КПСС, а новым председателем КГБ стал В.В.Федорчук.

 

15 октября того же года было образовано 6 управление - по защите экономики. Ранее, с 1967 г. эту задачу решали 9, 19 и 11 отделы ВГУ, а с сентября 1980 - Управление "П" в составе Второго главного управления КГБ СССР.

 

Постановлением Совета министров СССР от 11 августа 1989 г. 5-е управление было преобразовано в Управление по защите советского конституционного строя (Управление "З") КГБ СССР.

 

В декабре 1990 г. произошла последняя крупная реорганизация в КГБ - было образовано управление по борьбе с организованной преступностью - Управление "ОП".

 

Поскольку неизменный и обоснованный интерес вызывала и вызывает поныне деятельность бывшего 5-го управления КГБ СССР, представляется целесообразным подробнее остановиться на этом вопросе.

 

В записке в ЦК КПСС о целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника № 1631-А от 3 июля 1967 г. Ю.В.Андроповым подчеркивалось: "имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза.

 

При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну...

 

Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации.

 

В 1965-1966 гг. органами госбезопасности в ряде республик было вскрыто около 50 националистических групп, в которые входило свыше 500 человек. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации...

 

Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия..."

 

В этой связи предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление (пятое), возложив на него функции:

 

- организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии;

 

- выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения (совместно с органами МООП) массовых беспорядков;

 

- разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом;

 

- организация контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций.

 

Эта записка была рассмотрена Политбюро ЦК КПСС 17 июля 1967 г. и был одобрен проект Постановления Совета министров СССР, которое было принято в тот же день (№ 676-222 от 17 июля 1967 г.).

 

Как отмечалось в записке Андропова в ЦК КПСС от 17 апреля 1968 г., "О задачах органов госбезопасности по борьбе с идеологической диверсией противника", в отличие от ранее действовавших аналогичных подразделений(секретно-политических отделов, 4-го управления МВД - КГБ), вновь создаваемые в центре и на местах подразделения призваны вести борьбу с идеологической диверсией, инспирируемой противниками СССР из-за рубежа.

 

Как отмечалось в решении одной из Коллегий КГБ СССР за 1968 г., в работе по линии борьбы с идеологической диверсией "следует исходить из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем".

 

На основании указанного постановления Совета министров был издан приказ председателя КГБ СССР № 0096 от 25 июля с объявлением структуры и штатов образованного управления.

 

Первоначально в 5 управлении были сформированы 6 отделов и их функции были следующие:

 

1 отдел - контрразведывательная работа на каналах культурного обмена, разработка иностранцев, работа по линии творческих союзов, научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и медицинских учреждений;

 

2 отдел - планирование и осуществление контрразведывательных мероприятий совместно с ПГУ против центров идеологических диверсий империалистических государств, пресечение деятельности НТС, националистических и шовинистских элементов;

 

3 отдел - контрразведывательная работа на канале студенческого обмена, пресечение враждебной деятельности студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава;

 

4 отдел - контрразведывательная работа в среде религиозных, сионистских и сектантских элементов и против зарубежных религиозных центров;

 

5 отдел - практическая помощь местным органам КГБ по предотвращению массовых антиобщественных проявлений; розыск авторов антисоветских анонимных документов и листовок; проверка сигналов по террору;

 

6 отдел - обобщение и анализ данных о деятельности противника по осуществлению идеологической диверсии; разработка мероприятий по перспективному планированию и информационной работе.

 

Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек.

Начальниками управления за период его существования были А.Ф.Кадышев, Ф.Д.Бобков, И.П.Абрамов, Е.Ф.Иванов, который позднее стал также первым начальником управления "З" ("Защиты конституционного строя") КГБ СССР.

 

В августе 1969 г. был образован 7 отдел, в который были выведены из 5 отдела функции выявления авторов анонимных антисоветских документов, содержащих угрозы террористического характера, а также оперативной разработки и предупреждения враждебной деятельности лиц, вынашивавших террористические намерения.

 

В июне 1973 г. был образован 8 отдел по борьбе с подрывной деятельностью зарубежных сионистских центров, а в следующем году - 9-й (разработка антисоветских группирований, имеющих связи с зарубежными центрами идеологической диверсии) и 10-й отделы. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности.

 

В июне 1977 г., в преддверии проведения XX Олимпийских игр в Москве, был создан 11 отдел, призванный осуществлять "осуществление оперативно-чекистских мероприятий по срыву идеологических акций противника и враждебных элементов". Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом.

 

На 12 отдел 5 управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых публичных мероприятий в Москве - фестивалей, форумов и т.д.

 

В феврале 1982 г. был образован 13 отдел для выявления и пресечения "негативных процессов, имеющих тенденцию к перерастанию в политически вредные проявления", в том числе изучения нездоровых молодежных формирований - мистических, оккультных, профашистских, рокеров, панков, футбольных "фанатов" и подобных.

 

14 отдел занимался предотвращением акций идеологической диверсии, направленной в среду журналистов, сотрудников СМИ, общественно-политических организаций.

 

В связи с образованием новых отделов, штат управления к 1982 г. увеличился до 424 человек.

 

Всего же, как вспоминал Ф.Д.Бобков, по линии 5 управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек. Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов.

 

С момента образования КГБ при СМ СССР 13 марта 1954 г. контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС (в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение), Совет министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторые другие государственные органы, например, министерство финансов.

 

В связи с реорганизацией всей государственной системы СССР в 1989 г. право контроля за деятельностью КГБ было предоставлено также Верховному совету СССР как непосредственно, так и через его Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности, а также Комитету конституционного надзора, что представляло собой чрезвычайно важные новеллы правового характера.

 

В своих последующих интервью представителям СМИ и иных публичных выступлениях, председатель КГБ уточнял характеристику целей и задач органов госбезопасности.

 

В частности, касаясь вопроса о деятельности внешней разведки - Первого Главного управления КГБ СССР, - подчеркивалось, что ее задачей является содействие претворению в жизнь внешнеполитического курса руководства страны. В то же время, "получение объективной информации, точное знание положения дел в мире, планов и устремлений западных стран по отношению к Советскому Союзу, владение информацией - это долг чекистов, долг органов госбезопасности" ("Правительственный вестник", 1989. №№ 14-15).

 

Говоря о приоритетах, основных направлениях и принципах перестройки в работе органов госбезопасности В.А.Крючков определил их как Закон, Правда и Гласность.

 

Первый из них понимался как совершенствование всей правовой базы как обеспечения безопасности страны, так и деятельности органов КГБ СССР. И действительно, отсутствие законов о контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности делало ситуацию патовой, остро ставило вопрос о законодательных основах деятельности всех правоохранительных органов, включая и КГБ.

 

Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР, совместно с КГБ, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами начал работу по подготовке проектов законов "О государственной безопасности", "О преступлениях против государства", об органах КГБ.

 

При этом предполагалось, что в последнем будут раскрыты вопросы о принципах деятельности, задачах и функциях КГБ, месте Комитета в комплексной системе обеспечения государственной безопасности страны, поскольку в ее реализации участвовали и многие другие ведомства, отношениях с другими государственными структурами и общественными организациями, в том числе государственного контроля, а также о правах и обязанностях их сотрудников, порядке обжалования тех или иных их действий.

 

Эти планы и были реализованы в законе "Об органах государственной безопасности в СССР" от 16 мая 1991г.

В то же время, не смотря на предпринимавшиеся шаги по расширению демократизации и гласности в деятельности органов госбезопасности, они оставались объектом яростных нападок во многих отечественных и зарубежных СМИ. По поводу этой целенаправленной пропагандистской кампании в одном из своих интервью председатель КГБ СССР отмечал, что "смысл всего этого ясен: вбить клин между народом и органами безопасности... Поэтому мы можем поставить риторический "вечный" вопрос: "Кому это выгодно?" ("КГБ лицом к народу... - с. 60).

 

Вместе с тем, отмечал заместитель председателя КГБ М.И.Ермаков, "надо признать, что советские граждане все еще мало знают об органах ВЧК - КГБ. Порой мы запаздываем с освещением событий. Иногда делаем это поверхностно. Все это мы видим и принимаем меры к устранению недостатков".

 

Немало вопросов руководителям КГБ задавалось по поводу 5-го управления, образованного для противодействия идеологическим и политическим диверсиям против СССР. То есть фактически к сфере его деятельности относилась борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой (статья 70 Уголовного кодекса РСФСР), и организационной антисоветской деятельностью (статья 72).

 

Как отмечал Ф.Д.Бобков, в 1956-1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду (по статье 58-10 УК РСФСР 1928 г.) было осуждено 4 676 человек, в 1961-1965 гг. по статье 70 УК РСФСР 1958 г. - 1072, в 1966-1970 гг. - 295, а в 1981-1985 гг. - 150 человек ("Родина", 1989, № 11). Всего же, по данным известного правозащитника С.А.Ковалева, по статьям 70 ("Антисоветская агитация и пропаганда") и 190-1 ("Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй") Уголовного кодекса РСФСР, с 1966 по 1986 год были осуждены 2 468 человек. В то же время 18 декабря 1987 г. КГБ СССР обратился с предложением в ЦК КПСС освободить от уголовной ответственности 401 осужденного и 23 подследственных по этим же статьям ("Московские новости", 1992, № 32, 9 августа).

 

Характеризуя деятельность 5 управления КГБ, В.А.Крючков в интервью газете "Известия" (26 октября 1989 г.) впервые признал, что органами госбезопасности в 70-е - 80-е годы было выявлено и профилактировано более 1500 лиц, вынашивавших террористические замыслы.

 

В связи с происходящими в стране изменениями, а также изменениями в уголовном законодательстве, в частности, в диспозиции статьи 70 УК РСФСР, летом 1989 г. было принято решение об упразднении 5-го управления и образовании Управления КГБ СССР по защите советского конституционного строя (Управления "З").

 

Как отмечал первый заместитель председателя КГБ Ф.Д.Бобков, до этого многие годы возглавлявший 5-е управление, "может показаться странным, но органам госбезопасности действительно впервые за всю историю страны гласно и ясно поручена задача защиты конституционного строя" ("Родина", 1989, № 11).

 

По существовавшей в то время технологии принятия политических и организационно-кадровых решений, записка председателя КГБ 11 августа была рассмотрена Политбюро ЦК КПСС и по его итогам был одобрен проект соответствующего Постановления Совета министров (№ 634-143 от 13 августа).

 

На этой правовой основе 29 августа был издан приказ председателя КГБ № 00124 об упразднении 5 управления и образовании управления "З".

 

Начальником нового управления стал Е.Ф.Иванов, а 30 января 1990 г. его сменил В.П.Воротников.

 

Нарушая хронологический порядок, отметим, что 25 сентября 1991 г. приказом ставшего председателем КГБ В.В.Бакатина Воротников был освобожден от должности, а вскоре было ликвидировано и само управление.

 

Впоследствии фактическими правопреемниками управления "З" стали вначале Управление по борьбе с терроризмом (УБТ) Министерства безопасности Российской федерации (1992-1993 гг.), а затем - Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России.

 

Ретроспективно оценивая деятельность Управления "З" КГБ с позиций сегодняшнего дня, следует объективно признать, что многие из этих задач оно не выполнило, в чем, однако, заключается вина не только его сотрудников и руководства, но и, прежде всего, политического руководства страны, проявлявшего непоследовательность и нерешительность как в защите Конституции страны, так и в претворении в жизнь собственной политической линии, что было порождено как отсутствием реальной продуманной концепции развития общественных отношений, так и все возроставшим давлением на него со стороны антисоветских и антиобщественных элементов, связанных, в частности, как с многочисленными антисоветскими центрами, так и организованной преступностью.

 

Отмеченный с середины 80-х годов рост преступности в стране, обострение криминогенной ситуации на рубеже 90-х, требовал как определенных организационно-штатных изменений, так и соответствующего нормативно-правового регулирования. И основу ему положило постановление ВС СССР от 4 августа 1989 г. "О решительном усилении борьбы с преступностью".

 

Одной из особенностей развития криминогенной ситуации и оперативной обстановки в стране явилось разрастание экономической преступности, ее срастание с общеуголовной и насильственной преступностью, образование преступных сообществ мафиозного типа, что сопровождалось коррумпированием государственных чиновников, фактически встававших на сторону служения преступным кланам.

 

Наряду с этим шел рост организованной преступности, характеризующейся более высоким уровнем криминального "профессионализма", конспиративности, технической оснащенности, организационной сплоченности, масштабности и наличием связей в органах административно- хозяйственного управления.

 

Организованные преступные группировки как приобретали международные криминальные связи, опыт и "вес", так и политизировались, активно включались в подрыв основ государственной власти в стране.

 

По данным правоохранительных органов, в 1989 г. в стране действовали около 700 преступных формирований, а их годовой оборот составлял астрономическую сумму - более 100 миллионов рублей.

 

Как отмечал позднее в выступлении на XYIII съезде КПСС В.А.Крючков, только на основании материалов органов КГБ в 1989 г. к уголовной ответственности были привлечены участники около 300 организованных преступных формирований, в доход государства было обращено незаконно приобретенных валюты и ценностей на сумму более 170 миллионов рублей.

 

Не смотря на раздававшиеся предупреждения, в последующие годы организованная преступность вырвалась на "оперативный простор". И немалую лепту в это внесли скоропалительные решения 1991 г. о ликвидации 6 управления МВД и Управления "ОП" КГБ СССР.

 

Характеризуя дальнейшее развитие оперативной обстановки в стране 2 июля 1990 г. В.А.Крючков, отмечал "рост сепаратизма, межнациональные столкновения, гибель людей - все это и человеческая боль, и фронт каждодневной работы чекистов. Людей убивают только за то, что они другой национальности. В мирное время появились сотни тысяч беженцев... Читая сообщения о сотнях убитых, тысячах раненых, новых десятках тысяч изгнанных, испытываешь состояние далекое от того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком. Если волне насилия немедленно не положить конец, то последствия станут непредсказуемыми.

 

Безусловно, есть упущения в работе правоохранительных органов, но, согласитесь, основа борьбы с подобными негативными явлениями должна покоиться на принципиальных политических подходах...

 

Нет ни одного государства в мире, в котором демократия и гласность действовали бы в отрыве от правопорядка. У нас же здесь обозначился серьезный разрыв. И с каждым днем он обходится все дороже.

 

Нельзя выступать за всемерное развитие демократии и вместе с тем не выступать за правопорядок, за торжество Закона. Общество, которое позволяет глумиться над Законом, уже по этой причине больно.

 

Нередко задают вопрос: куда, мол, смотрит КГБ? ...Общество не может терпеть вмешательства в наши внутренние дела, позволять безнаказанно разворовывать и увозить за рубеж народное достояние, красть военные и государственные секреты, за которыми труд и интересы миллионов людей...

 

На Западе открыто говорят, что не намерены свертывать разведывательную работу по советскому Союзу, причем выделяют на нее во много раз больше средств, чем можем себе позволить мы.

 

Опыт пяти лет перестройки показывает, что социализм, демократия нуждаются в защите. Экстремисты действуют все более дерзко, широко используют оружие, подстрекают людей к совершению государственных преступлений. Пресечение преступной деятельности экстремистов мы рассматриваем как свою важную задачу...

 

Получаемая органами КГБ информация о назревавших межнациональных конфликтах, как правило, своевременно доводилась до сведения советских, партийных, правоохранительных органов - так было по событиям в Душанбе, и в Ошской области... Упреждающая информация не помогла. Вину органов вижу в том, что не проявлялась должная настойчивость. Главное, мы упускали момент, когда в урегулировании назревающих конфликтов могут дать результаты политические методы".

 

Позднее Верховный Совет об изменениях в обстановке в стране в 1991 г. информировали начальник Аналитического управления КГБ Н.С.Леонов и В.А.Крючков (см.: их мемуары "Лихолетье" и "Личное дело", где приводятся тексты соответствующих выступлений).

 

В своем выступлении 17 июня 1991 г. на закрытом заседании Верховного Совета СССР в Кремле В.А.Крючков подчеркивал: "Реальность такова, что наше Отечество находится на грани катастрофы. То, что я буду говорить вам, мы пишем в наших документах Президенту и не скрываем существа проблем, которые мы изучаем. Общество охвачено острым кризисом, угрожающим жизненно важным интересам народа, неотъемлемым правам всех граждан СССР, самим основам Советского государства...".

 

Именно тогда было оглашено спецсообщение Андропова в ЦК КПСС о планах по использованию против СССР агентуры влияния. Вслед за этим председатель КГБ заметил: "через несколько дней будет ровно полвека, как началась война против Советского Союза, самая тяжелая война в истории наших народов. И вы, наверное, сейчас читаете в газетах, как разведчики информировали тогда руководство страны о том, что делает противник, какая идет подготовка, и что нашей стране грозит война.

 

 

Как вы знаете, тогда к этому не прислушались. Очень боюсь, что пройдет какое-то время, и историки, изучая сообщения не только Комитета госбезопасности, но и других наших ведомств, будут поражаться тому, что мы многим вещам, очень серьезным, не придавали должного значения. Я думаю, что над этим есть смысл подумать всем нам".

 

А в завершении этого выступления было сказано: "...нет такого принципиального вопроса, по которому мы не представляли бы объективную, острую, упреждающую, часто нелицеприятную информацию руководству страны и не вносили бы совершенно конкретное предложение.

 

Однако, разумеется, нужна адекватная реакция".

 

Но не всегда эта адекватная реакция следовала со стороны высшего руководства страны.

 

Заканчивая краткий обзор истории и деятельности органов государственной безопасности СССР в период перестройки, постараемся ответить и на такой вопрос, вызывавший и вызывающий поныне живейший интерес, как численность сотрудников КГБ СССР.

 

Весьма информированные зарубежные исследователи Норман Полмер и Аллен Б. Томас приводят ту цифру, что к концу 80-х годов прошлого века в органах и войсках КГБ работали и проходили службу около 400 тысяч человек (см.: Энциклопедия шпионажа. - М. - 1999 - с.198). При этом численность пограничных войск эти авторы оценивали в пределах от 230 до 250 тысяч военнослужащих, и около 50 тысяч - войск правительственной связи.

 

На оперативные подразделения, вместе с разведкой, радиоконтрразведкой, службой охраны, шифровально-дешифровальной службой и оперативно-техническими подразделениями, таким образом, приходилось около 100 тысяч военнослужащих и лиц гражданского персонала.

 

Эпилог

 

21 августа 1991 г. за участие в подготовке образования и в деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) был арестован председатель КГБ В.А.Крючков. Уголовные дела в этой связи были возбуждены также в отношении заместителей председателя КГБ Г.Е.Агеева и В.А.Пономарева, начальника ВГУ В.Ф.Грушко, начальника и заместителя начальника службы охраны Ю.С.Плеханова и В.В.Генералова, начальника УКГБ по г.Москве и Московской области В.М.Прилукова.

 

Указом президента СССР от 28 августа была образована Государственная комиссия для расследования деятельности органов государственной безопасности, которую возглавил депутат Верховного Совета РСФСР С.В.Степашин. А 28 ноября она была преобразована в Государственную комиссию по реорганизации органов государственной безопасности.

 

25 сентября пробывшим в должности председателя КГБ 63 дня - с 23 августа по 22 октября В.В.Бакатиным были уволены 31 руководящий работник и еще 13 было указано "на проявленную политическую незрелость и недальновидность в действиях по выполнению распоряжений вышестоящих начальников, способствовавших деятельности путчистов" (Бакатин В.В. Избавление от КГБ -М. - 1992 - с.73).

 

Начался процесс необратимого обрушения системы мер обеспечения государственной и национальной безопасности СССР и России.

 

29 августа на базе 3 управлений КГБ - правительственной связи, 8-го главного и 16 был образован Комитет правительственной связи - впоследствии - ФАПСИ Российской Федерации.

 

Постановлением Государственного совета СССР от 22 октября 1991 г. КГБ СССР был упразднен, а на его базе планировалось организовать:

 

Центральную службу разведки (ЦСР);

 

Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ);

 

Комитет по охране государственной границы СССР.

 

В существовавший скорее на бумаге КГБ РСФСР - в мае 1991 г. весь его штат в 14 человек располагался в 4 кабинетах в здании Верховного Совета РСФСР, - 1 ноября были переданы 7 управление, 12 отдел, следственный изолятор и ряд служб Оперативно-технического управления КГБ СССР.

 

Указом президента РСФСР от 26 ноября № 233 КГБ РСФСР был преобразован в Агентство национальной безопасности (АНБ) РСФСР, а уже

 

19 декабря Б.Н.Ельциным был подписан указ о создании Министерства безопасности и внутренних дел - МБВД, - в которое должны были войти ЦСР, МСБ, АФБ и структуры министерств внутренних дел СССР и РСФСР, министром которого был назначен кадровый сотрудник МВД В.П.Баранников.

 

Но и этот указ остался нереализованным: уже 22 января 1992 г. Конституционным Судом РСФСР он был признан не соответствующим Конституции РСФСР, в связи с чем указом президента от 24 января было образовано министерство безопасности (МБ) РСФСР.

 

Но это уже совсем другая история.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А его невозможно было упразднить, его можно только переименовать. Суть при этом остается таже самая, функции только меняются (или расширяются или сужаются).

Я практически согласен с этим.

Спецслужба - инструмент обеспечения стабильности государства. Это во всем мире так и никак иначе. Деятельность спецслужбы должна регламентироваться законодателем, но не самой спецслужбой. Ее дело - исполнять закон, а не создавать его. И ее дело - обеспечивать стабильность государственного строя в законных рамках. Причем исполнять надо закон своей страны, а закон другой страны спецслужбе иногда прямо вменяется в обязанность нарушать - например, в случае с государственной разведкой любого, даже самог демократического государства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...