Инесса Опубликовано 1 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2008 Я бы все таки определила "знания" - это то, что уже известно. Кстати, у инженеров есть какая- никакая крассификация на эту тему: - знания - это опыт, накопленный в даной области и осмысленный человеком (человечеством); - изобретение - построение нового, не известного ранее сочетания из имеющихся знаний; - открытие - получение принципиально нового знания, после которого требуется пересмотр уже осмысленных знаний. Насколько я поняла, мы говорим о первом случае - систематизации знаний, алгоритмизации процедур их использования. Поскольку я именно в этой области и проработала долгое время (разработала 12 стандартов предприятия по систематизации опыта и знаний), то у меня выработался некий алгоритм: 1. определяется цель (зачем это надо); 2. строится допущение. Представим, что цель уже достигнута. Что будем ИМЕТЬ? Как правило, ответить на последний вопрос довольно просто любому заказчику или разработчику (этот этап я назывю "пытка", потому что очень трудно бывает вытянуть из заказчика- чего же он хочет на самом деле, с целеполаганием в нашей стране большая проблема) ; 3. кодируется (или просто нумеруются вот эти пожелания- цели); 4. сбор информации - собирается в одном месте все, что нам кажется, что относится к данной области. Каждой информации присваиваются принятые нами коды (этот этап я называю "помойка"; 5. анализ информации - вот тут нужны эксперты и этот этап требует довольно авысокой квалификации разработчика; 6. разработка соответствий причина - следствие; 7. составление алгоритма, программаы теста (это - не принципиально, нго именно этот продукт увидит заказчик, поэтому он должен быть красиво оформлен); 8. проверка полученных соотношений на большом круге специалистов (тестирование системы); 9. корректировка соответствий. Если у разработчика высокая квалификация, то последующие итерации по отладке системы он начнет с п.6. Обычно за год - два удается создать приличную систему аккумуляции прошлых знаний. По - существу такая система является хорошо структурированным справочником в определенной области деятельности. Land Система ИСО 9001. Только надо заметить, что эта система указывает, что должно быть, но не заставлят делать что- либо единственным, определенным способом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Игорь Нежданов Опубликовано 2 марта, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2008 Я бы все таки определила "знания" - это то, что уже известно. Кстати, у инженеров есть какая- никакая крассификация на эту тему: - знания - это опыт, накопленный в даной области и осмысленный человеком (человечеством); - изобретение - построение нового, не известного ранее сочетания из имеющихся знаний; - открытие - получение принципиально нового знания, после которого требуется пересмотр уже осмысленных знаний. Насколько я поняла, мы говорим о первом случае - систематизации знаний, алгоритмизации процедур их использования. Поскольку я именно в этой области и проработала долгое время (разработала 12 стандартов предприятия по систематизации опыта и знаний), то у меня выработался некий алгоритм: 1. определяется цель (зачем это надо); 2. строится допущение. Представим, что цель уже достигнута. Что будем ИМЕТЬ? Как правило, ответить на последний вопрос довольно просто любому заказчику или разработчику (этот этап я назывю "пытка", потому что очень трудно бывает вытянуть из заказчика- чего же он хочет на самом деле, с целеполаганием в нашей стране большая проблема) ; 3. кодируется (или просто нумеруются вот эти пожелания- цели); 4. сбор информации - собирается в одном месте все, что нам кажется, что относится к данной области. Каждой информации присваиваются принятые нами коды (этот этап я называю "помойка"; 5. анализ информации - вот тут нужны эксперты и этот этап требует довольно авысокой квалификации разработчика; 6. разработка соответствий причина - следствие; 7. составление алгоритма, программаы теста (это - не принципиально, нго именно этот продукт увидит заказчик, поэтому он должен быть красиво оформлен); 8. проверка полученных соотношений на большом круге специалистов (тестирование системы); 9. корректировка соответствий. Если у разработчика высокая квалификация, то последующие итерации по отладке системы он начнет с п.6. Обычно за год - два удается создать приличную систему аккумуляции прошлых знаний. По - существу такая система является хорошо структурированным справочником в определенной области деятельности. Land Система ИСО 9001. Только надо заметить, что эта система указывает, что должно быть, но не заставлят делать что- либо единственным, определенным способом. Спасибо Инесса! пошел думать... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Мутный Опубликовано 2 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2008 Управление знаниями тема весьма и весьма обширная. И она выходит далеко за пределы того что здесь обсуждается. принципиально можно выделить несколько основных направлений: выявление знаний; документирование знаний; использование знаний. Если говорить о выявлении знаний, то нужно помнить, что есть знания явные и не явные. И люди редко могут сами сказать что то внятное о не явных знаниях, даже своих. Поэтому процесс выявления такой информации должен быть максимально комфортен. Примерно как это описал Loo. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Инесса Опубликовано 3 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2008 Если говорить о выявлении знаний, то нужно помнить, что есть знания явные и не явные. И люди редко могут сами сказать что то внятное о не явных знаниях, даже своих. Поэтому процесс выявления такой информации должен быть максимально комфортен. Примерно как это описал Loo. Вы имеете в виду, что есть незадокументированные (не описанные знания). Они называются у психологов "интуиция", "скрытые знания"... Формальными способами их выявить сложно. Поэтому, скорее всего, на тех уровнях решения задачи, где требуется осознать процессы принятия решений на таком уровне и применяют экспертные оценки. Для людей занимающихся формализацией процесса в этой ситуации главной задачей является качественное описание ситуации. Грамотно поставленному вопросу должен соответствовать только один ответ- вот основная заповедь формализатора знаний... :smile8: Для нас, прикладников, знания собираются для решения практических задач, как я понимаю, а не ради исследования самого процесса ПОЗНАНИЯ. Хоть это само по себе и увлекательное занятие. Нельзя же одновременно идти и стоять, казнить и миловать.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.