Перейти к содержанию

Данные - Информация - Данные


Рекомендуемые сообщения

Данные - Информация - Знания

Что это такое? Как эти понятия соотносятся друг с другом?

 

 

 

Есть следующие определения:

 

Данные - сведения, полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и - представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки

 

Информация - характеристика содержания, которая передаётся в некотором сообщении

 

Информация - сведения содержащиеся в высказывании и передаваемые через значения единиц речи…

 

Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий

 

У кого какое мнение на сей счет?

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 31
  • Создана
  • Последний ответ

С определением "Данные" пожалуй согласен, достаточно точно и информативно, а вот с "информацией" - пожалуй нет. К сожалению не встречал до сих порт трактовки полностью и правильно, на мой взгляд описывающей термин "информация", надо будет попробывать самому над этим потрудиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Встретил вот такое определение информации.

Информация (Information) – свойство («в широком» смысле слова) объектов (процессов) окружающего материального мира порождать разнообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому (пассивная форма) и средство ограничения разнообразия и организации, т. е. управления, дезорганизации, и др. (активная форма). style_emoticons/default/kar.gif

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выдержка из работы СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ШЕНКА – АБЕЛЬСОНА

 

Луценко Е.В. – д. э. н., профессор

 

Кубанский государственный аграрный университет

 

 

4.2.2. Данные, информация, знания

Существует неопределенность смыслового содержания ("разночтения") терминов: "данные", "информация", "знания". Мы считаем целесообразным определить их следующим образом.

 

Данные представляют собой информацию, рассматриваемую в синтаксическом аспекте, т. е. безотносительно к ее содержанию и использованию или семантике и телеологии (обычно на каком-либо носителе или канале передачи).

 

Информация – это данные, проинтерпретированные с использованием тезауруса, т. е. осмысленные данные, рассматриваемые в единстве синтаксического и семантического аспектов.

 

Знания есть система информации, обеспечивающая увеличение вероятности достижения какой-либо цели, т. е. по сути знания – это "ноу-хау" или технологии. Вышесказанное резюмируем в следующей форме:

 

 

Знание = Информация + Цель

Информация = Данные + Смысл;

Знания = Данные + Смысл + Цель.

 

 

Необходимо отметить, что при разработке предложенной интерпретации содержания данных понятий и формы представления их соотношения учтены и использованы разработки В.Н. Лаптева, а также Владимира Кива, приведенные на его сайте: http://vlak.webzone.ru/rus/it/knowledge.html.

 

В этой связи необходимо отметить, что название теории информации Шеннона не вполне соответствует предлагаемому пониманию содержания понятий "данные – информация – знания": теорию Шеннона более точно можно называть "теорией передачи данных по каналам связи". Общеизвестная количественная мера Шеннона "для измерения количества информации" также является лишь мерой количества данных, т. к. не содержит семантического аспекта.

 

Количественная теория автоматизированной интерпретации данных, основанная на теории информации, в настоящее время только создается и получила название семантической теории информации. Предложены различные количественные меры для измерения смысла информации [2, 5, 6]. Из них выделяется мера А. Харкевича, в основу которой положено понятие цели.

 

В литературе и А. Харкевичем это не отмечается, но, учитывая вышеизложенное, по сути дела можно утверждать, что фактически им в 1962 году впервые предложена научная количественная мера знаний.

 

Однако предложенная А. Харкевичем мера не удовлетворяет принципу соответствия, обязательному для более общей теории, аналогично тому, как, например, мера Шеннона сводится к мере Хартли в случае равновероятных событий. Поэтому теория А. Харкеивча стояла особняком от теории информации Найквиста – Хартли – Больцмана и Шеннона и нуждалась в развитии, что и было осуществлено автором [2].

 

Известно, что корреляция не является мерой причинно-следственных связей. Если корреляция между действием некоторого фактора и переходом объекта управления в определенное состояние высока, то это еще не значит, что данный фактор является причиной этого перехода. Для того чтобы по корреляции можно было судить о наличии причинно-следственной связи, необходимо сравнить исследуемую группу с контрольной группой, в которой данный фактор не действовал.

 

Высокая вероятность перехода объекта управления в определенное состояние в условиях действия некоторого фактора также сама по себе не говорит о наличии причинно-следственной связи между ними, т. е. о том, что данный фактор обусловил переход объекта в это состояние. Это связано с тем, что вероятность перехода объекта в это состояние может быть и сама по себе очень высокой независимо от действия фактора. Поэтому в качестве меры силы причинной обусловленности определенного состояния объекта действием некоторого фактора Харкевич предложил логарифм отношения вероятностей перехода объекта в это состояние в условиях действия фактора и при его отсутствии или в среднем. Таким образом, вероятность перехода объектов в некоторое состояние в исследуемой группе сравнивается с средней вероятностью перехода в это состояние по всем группам, и это среднее выступает в качестве контрольной группы.

 

Таким образом, семантическая мера информации Харкевича является мерой наличия причинно-следственных связей между факторами и состояниями объекта управления.

 

В связи с тем, что подход Харкевича является ярким примером нормативного подхода, будет уместно вспомнить о нормативном и критериальном подходах к оценке (идентификации) состояния объекта.

 

При критериальном подходе это состояние оценивают по жесткой системе критериев. Правда остается открытым вопрос о том, каким образом формируется эта система критериев.

 

При нормативном подходе, который получил свое название от понятия "норма", сначала формируется эта норма, а затем состояние объектов оценивается относительно этой нормы. В частности, если это сформированное понятие нормы зафиксировать, стандартизировать, как и критерии его определения и сравнения с ним, то мы получим один из вариантов синтеза критериального подхода.

 

 

4.2.3. Мониторинг, анализ, прогнозирование, управление

Существует определенная иерархия задач обработки данных, информации и знаний:

 

Мониторинг – накопление данных по ряду показателей об объекте управления с привязкой ко времени.

 

Анализ – выявление смысла в данных, т. е. обнаружение в них причинно-следственных взаимосвязей (генерация информации).

 

Прогнозирование – использование информации (смысла причинно-следственных зависимостей в предметной области) для предсказания поведения объекта управления в условиях действия определенных факторов.

 

Управление – генерация и использование знаний – использование информации для достижения определенных целей управления:

 

– сохранение стабильного функционирования объекта управления;

 

– перевод объекта управления в заранее заданное целевое состояние.

 

Таким образом, управление – это высшая форма обработки и использования информации.

 

4.2.4. Факт, смысл, мысль

Ключевым для когнитивной концепции является понятие факта.

 

Под фактом будем понимать соответствие дискретного и интегрального элементов познания, т. е. элементов разных уровней интеграции – иерархии процессов познания, обнаруженное на опыте.

 

Факт рассматривается как квант смысла, что является основой для формализации смысла.

 

Смысл представляет собой "разность потенциалов" между смежными уровнями интеграции – иерархии в системе обработки информации в процессах познания.

 

Мысль является операцией выявления смысла из фактов.

 

Мышление есть процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных по смыслу мыслей.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня скопилась целая куча различных трактовок понятия "Информация":

 

ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ»

Понятие информации является одним из основных, ключевых понятий не только в информатике, но и в системном анализе, математике, в физике (открытых систем) и др. В то же время, это понятие является плохо формализуемым понятием из-за его всеобщности, объёмности, расплывчатости и трактуется по разному:

• как любая сущность, которая вызывает изменения в некоторой информационно-логической (инфологической - состоящей из сообщений, данных, знаний. абстракций и т.д.) модели, представляющей систему (математика, системный анализ);

• как сообщения, полученные системой от внешнего мира в процессе адаптивного управления, приспособления (теория управления, кибернетика);

• как отрицание энтропии, отражение меры хаоса в системе (термодинамика);

• как связи и отношения, устраняющие неопределённость в системе (теория информации);

• как вероятность выбора в системе (теория вероятностей);

• как отражение и передача разнообразия в системе (физиология, биокибернетика);

• как отражение материи, атрибут сознания, “интеллектуальности” системы (философия).

 

Информация - это некоторая последовательность сведений, знаний, которые актуализируемы (получаемы, передаваемы, преобразуемы, сжимаемы и/или регистрируемы) с помощью некоторых знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного типа).

 

Информация с мировоззренческой точки зрения - отражение реального мира.

Информация - приращение знания, развитие знаний, актуализация знаний, возникающее в процессе целеполагающей интеллектуальной деятельности человека. Никакая информация, никакое знание не появляется сразу: появлению их предшествует этап накопления, осмысления, систематизации опытных данных, мнений, взглядов, их осмысление и переосмысление. Знание - продукт этого этапа и такого процесса.

 

Информация - это знание, но не все знание, которым располагает человечество, а только та часть, которая используется для развития, совершенствования системы, для взаимосвязей, взаимодействий подсистем системы, а также системы в целом с окружающими условиями, средой.

 

Информация (informatio) - разъяснение, осведомленность, изложение.

 

Информация по отношению к конечному результату проблемы бывает:

• исходная (на стадии начала использования, актуализации этой информации);

• промежуточная (на стадии от начала до завершения актуализации информации);

• результирующая (после использования этой информации, завершения её актуализации).

Информация в философском аспекте бывает:

• мировоззренческая;

• эстетическая;

• религиозная;

• научная;

• бытовая;

• техническая;

• экономическая;

• технологическая.

Информации классификация:

• по стадии использования (первичная, вторичная);

• по полноте (избыточная, достаточная, недостаточная);

• по отношению к цели системы (синтаксическая, семантическая, прагматическая);

• по отношению к элементам системы (статическая, динамическая);

• по отношению к структуре системы (структурная, относительная);

• по отношению к управлению системой (управляющая, советующая, преобразующая, смешанная);

• по отношению к территории, территориально (федеральная, региональная, местная, относящая к юридическому лицу, относящаяся к физическому лицу, смешанная);

• по доступу (открытая или общедоступная, закрытая или конфиденциальная, смешанная);

по предметной области, по характеру использования (статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая и т.д., смешанная) и другие.

 

И наконец, сюда же кладу формулировки, предложенные Павлом Юрьевичем (надеюсь, он не обидится):

 

Информация – результат активного (сознательного) отражения некоторого фрагмента реальности, сокращающий неопределенность представлений познающего субъекта (изменяющий полноту его знаний) об этом фрагменте реальности.

 

Информирование – процесс снятия (устранение) неопределенности, где под неопределенностью понимается нехватка знаний об объектах и явлениях.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...