Перейти к содержанию

А будет ли на самом деле?


Рекомендуемые сообщения

Сверхусловия для сверхдержавы

 

"Энергетическая сверхдержава" - новая стратегия развития России, провозглашенная Владимиром Путиным в конце минувшего года. Значит ли это, что мы теперь играем только картами, которые у нас на руках? На мой взгляд, совсем нет. Более того, президент смешал затертые до дыр карты традиционных экономических гуру. И поставил ясную цель. Реальна ли она, сверхдержава? Да, безусловно - если удастся соблюсти сверхусловия.

 

Необходимо заранее определить ясные временные горизонты этой политики и этой модели. Как говаривал Иосиф Сталин, нэп - это, конечно, всерьез и надолго, но кто сказал, что он будет всегда? Если 50-е годы XXI века - рубеж исчерпания значительной части экспортируемых сегодня природных ресурсов России, то не позднее 2025 года на смену "энергетической сверхдержаве" должна прийти другая доктрина, а главное - другая структура национальной экономики. Время есть. Но "проесть" его нельзя: оно должно быть потрачено на непрерывное увеличение доли обрабатывающих отраслей в ВВП. Расширенную сырьевую модель должна заменить инновационная.

 

Между "энергетической сверхдержавой" и "самым крупным сырьевым придатком" крупнейших экономик мира на самом деле тонкая грань, тем более что доля российской экономики в мировом хозяйстве постоянно сокращается. Как не перейти ее? Только укрепляя и гарантируя суверенитет страны. Без полного суверенитета не бывает не только сверхдержав, но и держав вообще - бывают только страны третьего разряда, на территории которых правила игры определяют "большие" игроки и транснациональные корпорации.

 

Для России неприемлем никакой мировой экономический порядок, если она не в совете директоров. Это категорический императив, на укрепление которого должны работать и политические институты ("суверенная демократия"), и субъекты рынка, прежде всего крупнейшие корпорации ("русский чеболизм"), и, модернизируя слова Александра III, "главные союзники России" - силы быстрого развертывания и силы ядерного сдерживания. Это трудная и очень напряженная работа. Но без нее футуристические фантомы будущего России: Белковского (Нигерия) или Илларионова (Венесуэла) - могут оказаться более реальными, чем мы сегодня предполагаем.

 

Вся ориентированная на экспорт сырьевая инфраструктура должна находиться под жестким контролем государства. Но этого недостаточно. Необходимо создавать независимые от соседей маршруты транспортировки сырья (Североевропейский газопровод, Восточный нефтепровод, Балтийская трубопроводная система), уменьшать зависимость поставок от конкретных потребителей и сдерживать экспансию транснациональных корпораций в стратегически важных для России регионах (прежде всего на Каспии и в проливах Босфор и Дарданеллы). Установление контроля над инфраструктурными сетями соседей по СНГ тоже способствовало бы приближению к "энергетической сверхдержаве". Разговоры о "славянском братстве" и "исторической общности" надо решительно отбросить, давая льготы и преференции исключительно в обмен на серьезные активы - прежде всего газо- и нефтепроводы. Россия обладает уникальным статусом энергетического партнера Евросоюза, не входящего в ОПЕК. Балансируя в этом "нефтяном треугольнике" и постепенно наращивая мускулы, можно стать главным центром силы - во всяком случае, в сфере энергопотребления. То, что картель уже обратился к России с просьбой представлять его интересы в G8, дает надежду на подобное развитие событий.

 

Газовый конфликт с Украиной, урегулированный только благодаря вмешательству Владимира Путина, вполне мог быть разрешен самим "Газпромом" - при длительной и серьезной подготовке, в том числе пропагандистской. Но дело не только в этом. Активность российских корпораций довольно хаотична. Это связано прежде всего с масштабными изменениями в структуре собственности и корпоративной политике, которые произошли в минувшем году. Как только крупнейшие сырьевые концерны, "русские чеболи", выработают единую стратегию продвижения на мировые рынки, как только сформируется идеология "русского чеболизма" (идеология, основанная на национальных экономических интересах России, далекая от интересов частных и узкокорпоративных) - энергетическая сверхдержава станет реальностью. style_emoticons/default/drv.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 70
  • Создана
  • Последний ответ

Это что за пеаръ? Осрамились с газом вчера, а сегодня подводим под поражение теорию?

И не лепите в Россию чеболи. Без принятия азиатского образа жизни, Ваня вместо сепуку устроит себе карьерный рост.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ющенко послал Путина на ... с одобрения Запада

Филин Владимир 2006.01.04

 

Первая фаза "газовой войны" Путина против Ющенко закончилась унизительным поражением хозяина Кремля. Еще 1 января топ-менеджеры "Газпрома" с грозным видом закручивали вентиль на трубе, идущей в Украину и далее в Европу. Но уже вечером 2 января те же самые топ-менеджеры, вид которых трансформировался в удивленный и подавленный, этот же самый вентиль откручивали назад. Всего лишь за сутки всем стало ясно, что газовый шантаж не работает.

 

Вина за произошедший позор лежит, конечно, не на менеджерах "Газпрома" - они люди подневольные. В частных разговорах российские газовики обычно лишь разводят руками, затем показывают указательным пальцем вверх, а после этим же самым пальцем выразительно крутят у виска. И они абсолютно правы. Управлять такой страной как Россия - это не клубом в ГДР командывать. Между тем гэдээровский клуб - это потолок подполковника Путина, для большего у него недостает ни квалификации, ни элементарных знаний.

 

Но что он надеялся? На Европу? Но ведь изначально было ясно, что эти надежды абсолютно беспочвенны. Проживая в Швейцарии я имею возможность смотреть и читать российские, украинские и западные СМИ, сравнивать их. Впечатление такое, что в разных странах освещаются совершенно разные события.

 

Так какова же позиция ведущих СМИ в Европе? Начну со швейцарской "Базлер цайтунг". Вот что она пишет: "Москва целенаправленно пытается использовать свои энергетические ресурсы в геополитических целях. Возможно, унижение соседа было вызвано желанием Кремля наказать Украину за ненавистную "оранжевую революцию" и установить контроль за транзитными газопроводами на ее территории – но в любом случае российская политика диктата цен едва ли была для Украины приемлемой… В то же время конфликт между Москвой и Киевом должен стать для Европейского союза предупреждением. Вместо того чтобы увеличивать зависимость от России, следует искать альтернативные источники энергии".

 

А вот оценка, данная 3 января в редакционной статье британской "Файненшнл Таймс": "Урезав газовые поставки на Украину, Россия пересекла опасную черту. Хотя у Москвы есть законные основания быть недовольной диспутом с Киевом, ее действия безответственны. Перебои в поставках на Украину навредят усилиям России, нацеленным на то, чтобы утвердиться в роли заслуживающего доверия поставщика энергии. Также это бросит тень на попытки президента Владимира Путина усилить глобальное влияние России. Год председательства России в "большой восьмерке" не мог начаться более сложно. Москва имеет полное право прекращать льготные сделки, по которым бывшие советские республики покупают газ. Учитывая высокие мировые цены на энергоносители, повышение цены оправдано с коммерческой точки зрения. Также более высокие цены благоприятны в экономическом и экологическом отношении, так как они заставят печально известных своей нерациональностью потребителей энергии сократить излишние траты. Однако мотивы Кремля, в основном, политические. Путин мстит Украине за триумф Виктора Ющенко, ориентированного на Запад президента, в "оранжевой революции". Россия также озлоблена потерей престижа, раздражена стремлением Киева вступить в Европейский союз и НАТО и опасается прецедента, созданного успешным демократическим переворотом. "Газпром", российский газовый гигант, поднимает цены на газ по всему бывшему Советскому Союзу. Грузия, Армения и Азербайджан столкнулись с поднятием цены с 60 долларов за тысячу кубометров до примерно 110. По прибалтийским государствам ударило увеличение с 80-95 долларов до 120. Эти страны могут с завистью смотреть на Белоруссию, которая платит 50 долларов и вообще избежала какого бы то ни было повышения цен – в знак политической благосклонности России к президенту-диктатору Александру Лукашенко. Однако с учетом того, что "Газпром" поставляет газ в Западную Европу по 230 долларов за тысячу кубометров, все эти страны все равно получают большую скидку. Украина находится в другой лиге, и Россия добивается повышения с 50 до 230 долларов – то есть с самой низкой экспортной цены до самой высокой. Подобное выделение одного клиента не имеет никакого отношения к коммерческой логике. То есть Россия жестоко поигрывает своими политическими мускулами. Но если Москва надеется вынудить Киев повиноваться, ее может ждать разочарование. Скоро состоятся решающие парламентские выборы: этот диспут, вероятно, пойдет на пользу сторонникам Ющенко и почти наверняка навредит ориентированным на Россию партиям. Кризис также укрепит усилия Украины по сокращению зависимости от российского газа через альтернативные поставки. То же верно и в отношении балтийских государств, Центральной и Западной Европы. Россия настаивает, что не сокращает объемы поставок в ЕС, урезая лишь украинский газ, который идет по тому же газопроводу. Она обвиняет Украину в "воровстве" газа, предназначенного для других потребителей. Украина утверждает, что лишь взимает платеж за газ, поставляемый на Запад, в соответствии с существующими договоренностями. Этот запутанный спор показывает, как тесно связаны интересы производителя и перевозчика. Единственный ответ – это скорейшее урегулирование при постепенном повышении цен, на котором настаивает Россия. ЕС не реагирует с должной быстротой. Чиновники так не хотят прерывать свои каникулы, что первая встреча ЕС, посвященная кризису, состоится лишь завтра. Учитывая, что венгерский импорт газа сократился на 40%, а словацкий – на 30%, это свидетельствует о постыдном отсутствии европейской солидарности. ЕС требуется более интегрированная энергетическая политика. Лучший способ взаимодействовать с Россией на энергетическом рынке – это выступать объединенным фронтом или, по крайней мере, занимать скоординированную рыночную позицию. Такая единая позиция не обеспечит прямой защиты Украине. Однако она осложнит для России возможность оказывать давление на своих клиентов. В качестве первого шага Герхард Шредер, бывший канцлер Германии, должен еще раз обдумать свое решение работать в "Газпроме" председателем запланированного газопровода по Балтийскому морю. Он не должен одалживать свое имя столь вопиющему инструменту российской политической власти. Путин ценит председательство России в "большой восьмерке" за тот престиж, который оно принесет России как главе клуба мировой элиты. Он также хочет использовать председательство Москвы для дискуссий по мировой энергетической политике. ЕС, США и Япония должны сказать Путину, что, если он хочет сохранить свое место среди мировых лидеров, он должен вести себя как один из них".

 

Германская "Берлинер цайтунг" с этой точкой зрения во многом согласна: "Хотя президент Путин постоянно заверяет, что не будет пользоваться сырьевым богатством страны как средством политического давления, однако нынешняя газовая война с Украиной доказывает обратное. Явится ли полноправное членство России в "большой восьмерке" гарантией против ее подобного поведения? Повышение цен на газ для Украины не вызывает никаких возражений. Как и то, что Россия в конфликте с соседним государством защищает свои интересы. Однако поведение, заключающееся в угрозах и давлении, не позволяет надеяться на то, что политическое руководство России будет в дальнейшем опираться на такие средства, как дипломатия и готовность к компромиссу. Надежды на Россию после распада Советского Союза оказались напрасными. В потенциально богатой стране большая часть населения – вне Москвы – все еще живет в бедности и во все возрастающем неведении. Обещанием осталась и демократия в России. Модернизации страны, ее промышленности, ее политических институтов с приходом к власти президента Владимира Путина пришел конец. В будущем "большая восьмерка" превратится в "большую семерку" плюс "Газпром".

 

Еще резче выразилась в редакционной статье "Запад должен противостоять российским провокациям" от 3 января британская "Дейли телеграф": "Спор между Россией и Украиной идет не только о ценах на газ. Подняв стоимость 1 тыс. кубометров с 50 до 230 долларов, "Газпром" – государственный поставщик и, следовательно, политический инструмент Владимира Путина – стремится экономически отомстить бывшей советской республике, которая осмелилась провозгласить дипломатическую независимость от России и обратить взор к Западной Европе. Прекращение поставок газа на Украину среди зимы провоцирует украинцев на отвод газа, предназначенного для нескольких стран Европы. Германия получает 30% своего газа из России. Канцлер Ангела Меркель уже предупредила Москву о необходимости вести себя "ответственно". Франция, получающая четверть своего газа от этого поставщика, пока проявляет сдержанность, и это напоминает о некритичном отношении Ширака к Саддаму Хусейну, совместно с которым его страна нарушила так много санкций. Обещание президента Путина поставлять больше газа в Европу, чтобы покрыть все нехватки, – это свидетельство хитрости, а не раскаяния: теперь Запад должен решить, порицать ли Россию или обходить молчанием ее провокации и агрессию. Методы бандитизма и шантажа, к которым сегодня прибегает "Газпром", напоминают советские времена. Они абсолютно неуместны для страны, каковой является Россия, по словам Владимира Путина, и которая, в этом обличье, с воскресенья председательствует в G8, клубе промышленно развитых демократий. Запад должен внятно и доступно заявить России, что такое поведение неприемлемо, если она хочет сохранить место в клубе цивилизованных государств. Хотя Британия не покупает газ в России, она тоже должна высказаться в защиту стабильности на территории бывшего СССР, и дело не должно выглядеть так, будто она мирится с тем, что Россия наказывает своих бывших сателлитов. Блэр использовал свое влияние на Путина, чтобы добиться для BP права поставлять энергоносители из России на долгосрочной основе. Он справедливо заметил, что британская самодостаточность кончилась, и необходимо обеспечить поставки из России и других стран. Однако для России использование природных ресурсов как инструмента жестокого бессовестного поведения по отношению к соседям является средневековой тактикой, на которую в современном мире нельзя смотреть сквозь пальцы. Блэр должен, не колеблясь, возглавить давление на Россию, с тем чтобы она вела себя прилично. Россия потеряет больше, чем остальной мир, если ее выгонят из приличного общества, и амбициозный президент Путин это знает. Запад, в свою очередь, должен понять, что, если шантажисту заплатить один раз, шантаж продолжится, а новая холодная война – на сей раз экономическая – это совсем не то, что сейчас нужно Западу".

 

Аналогична европейской и позиция американской прессы. Так, влиятельная "Уолл Стрит Джорнал" пишет: "Владимир Путин определенно умеет выбирать момент. Российский президент получает пост председателя "большой восьмерки" демократических стран на той же неделе, что и пытается использовать против Украины энергетическое вымогательство в советском духе. Москва требует почти пятикратного увеличения цены на природный газ, который продает Украине. По ходу этих "переговоров" Кремль скупил будущие газовые поставки из Туркменистана, ограничив доступ Киева к альтернативным источникам. Когда Украина отказалась подчиниться, 1 января Россия отрезала все поставки в эту страну, вероятно, включая и поставки туркменского газа на Украину, которые проходят по газопроводу через российскую территорию. Истинная цель Кремля в данном случае – не столько деньги, сколько политическое влияние на своего демократического, свободомыслящего, а ранее находившегося в ее подчинении славянского соседа. Год назад украинский президент Виктор Ющенко с помощью "оранжевой революции" победил поддерживаемого Кремлем кандидата в президенты и повернулся в сторону Запада. Энергетическое давление, применяемое Путиным, – это месть, причем менее чем за три месяца до парламентских выборов на Украине. Утверждение России о том, что она лишь стремится получить "рыночную цену", звучало бы правдоподобно, если бы существовал рынок. Украина платит цену намного ниже средней мировой цены, однако газом, в отличие от нефти, не так много торгуют, и глобальные сравнения не слишком уместны. Российский "Газпром" – это правительственная монополия, которая может устанавливать цены по своему усмотрению, отдавая предпочтение тем клиентам, которые дружественнее всего относятся к Москве (например, Белоруссия). Перекрыв поставки, Москва также нарушает свои обязательства по контракту. Летом 2004 года Россия и Украина договорились о нынешней схеме ценообразования, которая должна действовать до 2009 года. Однако эта сделка должна была укрепить президентские чаяния Виктора Януковича, фаворита Москвы, который проиграл Ющенко. Новое газовое давление Путина может также навредить клиентам "Газпрома" в ЕС. Он предупреждает, чтобы Украина не откачивала газ, предназначенный для Европы, однако если поставкам в Европу грозит опасность, то вина за это лежит именно на России. Украина утверждает, что имеет право на 15% газа, который проходит по ее газопроводам, вместо платежей за транзит газа от "Газпрома". И, по крайней мере, до сих пор Путин не получает большой поддержки на Западе. Новое правительство Германии выступило с обвинениями в адрес Москвы, а вчера Россия отреагировала на эту критику, заявив, что будет перекачивать больше газа по этому газопроводу, чтобы не допустить страданий европейцев в эту особенно холодную зиму. Хотя это может положить конец надвигающемуся кризису, это не решает более крупной проблемы, связанной с внутренней и внешней политикой Путина. ... На прошлой неделе с поста советника Кремля по экономическим вопросам ушел экономист и сторонник свободного рынка Андрей Илларионов в знак протеста против наступления Путина на российскую демократию, и он сравнил российские требования к Украине с нацистскими и советскими ультиматумами накануне Второй мировой войны. Год назад Путин назвал развал советской империи величайшей геополитической катастрофой века. С тех пор он действует так, словно хочет восстановить некую версию этой империи. В результате принятие Россией поста председателя в "большой восьмерке" выглядит и ироничным, и оскорбительным для других членов группы. Включение в "большую восьмерку" Москвы никогда не было оправдано с экономической точки зрения, но было нацелено на содействие демократическим реформам в стране, имеющей огромный ядерный арсенал. Вероятно, сейчас архитекторы этой политики "большой восьмерки", включая президента Буша, начинают понимать, что допустили ошибку".

 

Таким образом, позиция общественного мнения и прессы в Европе и США совершенно очевидна. Причем она была легко прогнозируема заранее, о чем мы неоднократно писали. Не понимать этого мог только человек, весьма далекий от политики. Или просто не умный. И чем дольше этот неумный человек будет нами "рулить", тем более вероятным, к сожалению, представляется пессимистический сценарий, изложенный первым замминистра иностранных дел Украины Антоном Бутейко, вызвавший столь бурную реакцию в путинском МИДе: "Все империи распадаются ... Российская империя тоже распадется".

 

это тоже мнение подтверждающее стремление Российского руководства к мировым потребительским рынкам.

 

 

=В недавнем интервью журналу Time один из влиятельнейших европейских политиков Крис Пэттен прямо заявил: Россия поставляет нам газ? Ну и что? Ей ведь больше нечего нам поставлять. Вот так. Ни интеллектуальных, ни политических образцов, ни заманчивых перспектив геополитического партнерства мы уже не предлагаем. Мы просто становимся "кочегаркой Европы". А кочегарка - это, простите, никакая не империя.

 

Кроме того, апологеты нашего кочегарного будущего забывают, что эксплуатировать созданный в ужасные советские времена нефтегазовый комплекс до бесконечности невозможно. Разведанные запасы сырья истощаются, а ни в разведку новых месторождений, ни в кардинальную модернизацию производственной базы серьезных вложений не было уже 20 лет. Если нынешние тенденции сохранятся, то к 2012 году Россия станет импортером природного газа, а к 2017 году - нефти. Вот вам и вся "империя".

 

Чтобы переломить эти тенденции, нужна, во-первых, воля элит. Но сегодняшние российские элиты предпочитают жизнь по принципу "после нас - хоть потоп". Во-вторых, нужны десятки миллиардов долларов долгосрочных инвестиций. И эти деньги, возможно, придут. Но с Запада и только при условии передачи всей технологической цепочки добычи и транспортировки нефти и газа иностранным инвесторам. Хороший "имперский" проект, не правда ли?

 

Наконец, энергетическое счастье, которое реально до тех пор, пока мировые цены на нефть и газ высоки, приводит к тому, что все по-настоящему имперские отрасли и области жизни - от ВПК до фундаментальной науки, от уникальной системы образования до имперской русской культуры - оказываются совершенно ненужными. Все, что не связано напрямую с добычей и транспортировкой сырья и ублажением избалованной плоти избранных сырьевых баронов, в логике "энергетического будущего" естественным образом отмирает. Примеры: Нигерия, Венесуэла, далее - везде. В общем, речь идет, конечно, не об империи. А о классической сырьевой колонии. Со всеми типичными и классическими признаками таковой.

 

и это мнение отражающее не радостную тенденцию,

похоже поводов для оптимизма мало, они есть, но не для всех в матушке России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не ново...:

"Велика газова криза: Україна як полігон для перетворення Росії на "євразійську Нігерію" - Інститут національної стратегії України, 26.12.2005, 18:21 - МЕМОРАНДУМ"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...