Перейти к содержанию

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ...


Рекомендуемые сообщения

Редакция от 23 декабря 2005 г.

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

 

1. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА

 

1.1. Социально-экономические и научно-технические изменения, проявившиеся во второй половине XX века в наиболее развитых странах мира, стали объективной основой процесса развития информационного общества (ИО), в ходе которого знания и информация становятся определяющим фактором развития общественной жизни и экономики, а информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают решающее влияние на повышение уровня и качества жизни. Информационное общество представляет собой объективную стадию развития человеческой цивилизации, отличительной чертой которой является глобальный характер происходящих перемен.

В ходе развития ИО происходит взаимозависимая трансформация всех сфер общественной жизни:

— в экономике возрастает доля нематериальных (прежде всего информационных) ресурсов в конечной стоимости потребляемого продукта, происходит глобализация рынков всех основных ресурсов на основе информационных сетей, и, вследствие этого, резко возрастает влияние информации и информационно-коммуникационных технологий на рост благосостояния на всех уровнях - от индивидуального до национального;

— в ключевом для социальной сферы понятии «равенство возможностей» акцент переносится в первую очередь на информационное равенство (при условии решения проблемы обеспечения базовых жизненных потребностей человека);

— в результате развития глобальных сетей информационного обмена. глобальных рынков труда, капитала и производства трансформируются формы обеспечения государственного суверенитета, в том числе законодательство в области таможенной и налоговой политики, меняется роль государств как субъектов международной политики;

— резкое ускорение динамики общественных процессов ведет как к росту возможностей каждого человека, компании, страны, так и к росту рисков, связанных со злонамеренным манипулированием информацией, включая опасность возникновения глобальных конфликтов, в том числе вооруженных.

1.2. В сложившихся условиях задача государства состоит в определении стратегических направлений деятельности в области внедрения информационно-коммуникационных технологий на территории Российской Федерации, учитывая, что формирование единого информационного пространства — необходимый этап социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Для нашей страны в связи с ее географическим положением, сложившейся структурой размещения производства и плотностью населения, огромной территорией, экономическим и информационным неравенством регионов, исторически сложившимися задержками в технологическом развитии имеются определенные ограничения, сужающие пространство выбора путей, способов и механизмов реализации стратегии информационного развития.

В силу этих причин настоящая Стратегия призвана определить модель формирования информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года, в наибольшей степени отвечающую социально-экономическим, географическим, политическим и культурным условиям, традициям и национальным интересам России.

1.3. Период действия Стратегии — до 2015 года.

При этом, из-за бурного и динамичного развития современных информационных технологий и их активного влияния на процесс формирования и развития в России информационного общества, положения данного документа, в части основных направлений государственной политики, подлежат корректировке и уточнению через каждые 5 лет срока его действия.

1.4. Стратегия учитывает положения Окинавской Хартии глобального информационного общества и развивает положения ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

2.1. За последнее десятилетие в Российской Федерации, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, сформировались предпосылки для быстрого и масштабного развития информационного общества:

— информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования сопоставимы с традиционными материальными ресурсами;

— сформировался и быстрыми темпами развивается рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг;

— быстрыми темпами развивается информационно-коммуникационная инфраструктура, делающая Россию составной частью глобального мира.

Информационно-коммуникационные технологии широко используются во многих сферах экономики;

— сформирована система органов государственной власти гак на федеральном, так и региональном уровне, обеспечивающая создание и развитие национальной информационно-технологической инфраструктуры. Однако развитие этой инфраструктуры и использование современных ИКТ в государственном управлении существенно ниже, чем в развивающихся странах мира;

— создан базис законодательного и нормативного обеспечения развития ИКТ;

— в общественном мнении складывается понимание актуальности задачи использования ИКТ в бизнесе, политике и управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании;

— система образования и науки страны, эффективно действовавшая в условиях социалистической плановой экономики не сумела адаптироваться к рыночным условиям и в сегодняшнем виде не может обеспечить воспроизведение человеческого капитала как основного фактора конкурентоспособности страны в рамках глобального информационного общества.

2.2. Политика по развитию ИО должна основываться на таких конкурентных преимуществах России, как сохраняющиеся высокое качество человеческого капитала (определяемое прежде всего качеством образования, высокой долей высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы и высоким количеством ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР, в пересчете на душу населения), передовые позиции в ряде отраслей фундаментальной и прикладной науки, ориентация на создание инновационных технологических решений. Доказательством высокого потенциала Российской Федерации в этой сфере является тот факт, что в 2005 году информационные технологии и услуги составят крупнейшую статью гражданского несырьевого экспорта России.

2.3. В информационном развитии страны имеются существенные недостатки. Главные из них:

— недостаточный уровень развития национальной информационной инфраструктуры, позволяющий обеспечивать лишь базовый уровень информационного обмена и все более превращающийся в фактор, тормозящий развитие экономики;

— не сложившаяся практика включения задач информационного развития в качестве приоритетных государственных и отраслевых целевых программ;

— недостаточная координация государственных программ и проектов использования информационно-коммуникационных технологий, реализуемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

— отсутствие развитой системы мониторинга и полноценного статистического наблюдения за процессами развития и использования ИКТ;

— несовершенство нормативно-правового обеспечения Российской Федерации в сфере использования информации и информационно-коммуникационных технологий, что существенно затрудняет работы по созданию «электронного правительства» и ведение электронного бизнеса.

В целом использование конкурентных преимуществ России на сегодняшний день не встроено в практическую политику, не нашло отражения в показателях эффективности действий органов власти, не находится в фокусе общественного мнения, а потому не имеет достаточной общественной поддержки. Как следствие, усилия по развитию информационного общества в Российской Федерации не носят системного характера.

2.4. Государстве призвано играть ведущую роль в определении основных параметров национальной стратегии развития ИО, создании благоприятных условий для развития информационного сектора экономики и человеческого капитала, противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Решение данных задач невозможно вне тесного партнерства государства, бизнеса и общества.

Роль государства в становлении информационного общества заключается в осуществлении им следующих функций:

— укрепление институтов демократии, обеспечение информационных прав граждан, создание системы общественного контроля за ходом развития информационного общества;

— выработка и правовое закрепление соответствующих политических, экономических и правовых механизмов развития информационного общества;

— совершенствование нормативно-правовой базы, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию конкуренции;

— координация всех субъектов экономической деятельности по развитию национальной информационной инфраструктуры;

— создание условий для эффективного партнерства государства и бизнеса в процессе развития информационного общества.

Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности, обеспечивает доступ к общественно значимой информации, защиту общенациональных интересов в условиях ИО.

2.5. Цели и задачи развития информационного общества в Российской Федерации:

— создание единого информационного пространства Российской Федерации и его интеграция в глобальное информационное пространство;

—переход от экономики, основанной на расширяющемся потреблении природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях и обеспечении качественного повышения производительности труда и экономического роста;

— повышение эффективности системы государственного управления и предотвращение угроз безопасности страны;

—подъем общественного благосостояния и культуры, повышение уровня жизни населения на основе роста общественной ценности интеллектуально насыщенной инновационной деятельности;

— повышение доступности информационно-коммуникационных технологий населению на всей территории Российской Федерации;

— преодоление «цифрового разрыва» на территории Российской Федерации с целью повышения уровня жизни и сокращение угроз национальной безопасности;

— использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для привлечения граждан к участию в общественно-политической жизни и качественного развития демократии;

— сокращение угроз национальной безопасности и обеспечение информационной безопасности российского государства, бизнеса, общества и личности.

2.6. Принципы развития информационного общества в Российской Федерации:

— соблюдение национальных интересов и суверенитета Российской Федерации;

— надежная защита законных прав граждан России на получение объективной, своевременной и полной информации; обеспечение иных конституционных прав граждан Российской Федерации в информационной сфере;

— минимизация рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Развитие информационного общества представляет собой комплексную задачу, для решения которой потребуются скоординированные усилия государства, общества и бизнеса в сферах экономики, государственного строительства, регионального развития, права, науки, образования и культуры, обеспечения национальной безопасности, международного сотрудничества. Инициированные Президентом Российской Федерации в 2005 году приоритетные национальные проекты в социальной сфере представляют собой основу комплексной стратегии общественного

развития, которую следует дополнить также мерами, направленными на развит информационного общества на территории Российской Федерации.

3.1. Ускорение процессов развития информационного общества в Российской Федерации невозможно без перехода на новую модель внутреннего социально-экономического развития, направленную на инновационно активный тип развития, на сокращение отставания России от международных лидеров по основным индикаторам «электронной готовности», а в перспективе — на выравнивание этих показателей.

Главная задача в сфере экономики — построение фундамента информационного общества, то есть экономики, основанной на знаниях, — такого типа экономики, в котором значительная часть ВВП создается с применением высоких технологий, а также в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационно-коммуникационные средства, информационные продукты и услуги

3.1.1. Для модернизации российской экономики на основе инновационной модели развития необходимо обеспечить следующие структурные сдвиги:

— повышение доли информационного сектора экономики в валовом внутреннем продукте и потреблении;

— изменение структуры капитальных вложений и национального богатства страны в сторону увеличения доли нематериальных активов (в том числе интеллектуальной собственности).

— рост интеллектуальной составляющей в труде.

3.1.2. К числу приоритетных экономических задач относятся повышение роли инноваций в российской экономике, рост национального производства в сфере информационных технологий и услуг, повышение его эффективности, а также интеграция в глобальные цепочки формирования добавленной стоимости. Без такой интеграции роль России на международной арене в качестве поставщика сырьевых ресурсов с низкой степенью переработки будет законсервирована.

3.1.3. Реформирование политики доходов должно быть направлено на повышение уровня жизни, как один из факторов развития информационного общества.

3.1.4. В среднесрочной перспективе рыночный спрос на продукцию информационного сектора экономики и информационные услуги должен быть дополнен соответствующим спросом со стороны государства. В связи с этим необходимо предусмотреть меры государственного воздействия, способствующие удовлетворению тех общественных потребностей в информационных продуктах, которые не сводятся к индивидуальным предпочтениям. Одной из форм такого воздействия является формирование государственного заказа (государственных закупок) продукции информационного сектора экономики и наукоемкой продукции.

Поддерживая таким образом развитие данного сектора, государство будет способствовать общему росту предложения информационных услуг.

3.1.5. Комплекс мер по стимулированию инвестиций в информационные активы/сервисы предусматривает введение системы государственных гарантий для инвесторов, включая механизм законодательного обеспечения и правового регулирования (защиты прав) их деятельности, что потребует совершенствования действующей нормативной базы (в том числе в отношении декриминализации процедуры банкротства, контроля исполнения контрактов, репатриации прибыли и т.д.), а также устранения существующих институциональных и административных барьеров. Немаловажное значение имеет обеспечение равных финансово-экономических и правовых условий для деятельности предприятий различных форм собственности, введение преференциальных или льготных инвестиционных режимов в свободных экономических зонах и местах концентрации наукоемких высокотехнологичных производств.

3.1.6. Движение к информационному обществу предусматривает создание условий для опережающего роста интеллектуального труда. В этих целях необходимо предусмотреть систему мер по повышению доходности и привлекательности (престижности) интеллектуального труда. Общую реформу доходов следует дополнить активными действиями государства в кредитно-денежной сфере (предоставление дешевых кредитов на приобретение жилья, скидок на приобретение компьютерной техники и оплату услуг связи и т. д.), которые будут способствовать повышению уровню располагаемых доходов лиц, занятых интеллектуальным трудом.

Необходимо также предусмотреть меры, направленные на развитие системы дополнительного образования и подготовки кадров (в том числе управленческих и административных кадров для нужд государственного управления и частного сектора экономики), а также поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые создают высокодоходные, наукоемкие рабочие места, реализуют самостоятельные программы переобучения и повышения квалификации кадров.

Еще один комплекс мероприятий в этой области предусматривает использование механизма, сочетающего внеэкономические и финансовые методы повышения привлекательности интеллектуального труда, в том числе:

— учреждение специальных престижных премий и грантов;

— увеличение доли премий в области науки, техники, культуры и искусства в общем количестве государственных премий и премий Правительства Российской Федерации;

— повышение внимания государственных СМИ к деятельности специалистов и работников, занятых интеллектуальным трудом.

3.1.7. Осуществление структурных сдвигов в экономике сопряжено с эволюцией института собственности. Научное знание, информационные и коммуникационные технологии, информация в целом должны играть принципиально новую роль в производстве товаров и услуг, а интеллектуальная собственность — исключительное право на использование продуктов творческого труда — стать важнейшим фактором производства; удельный вес нематериальной составляющей в структуре общественного капитала должен существенно возрасти. Одновременно институт интеллектуальной собственности является мощным и эффективным механизмом перераспределения общественного богатства в пользу работников, участвующих в производстве новых знаний, информационных продуктов и технологий.

Создание благоприятной общественной и правовой среды для развития института интеллектуальной собственности при осознании важности широкого распространения и совместного использования информации и знаний должно стать одним из приоритетных направлений законодательной деятельности.

В первую очередь необходимо решить вопросы о правовом обеспечении:

— объектов интеллектуальной собственности в информационной сфере, определив порядок защиты прав создателя интеллектуального продукта, имеющего форму информационного объекта (продукта, ресурса), порядок защиты самого объекта интеллектуальной собственности в процессе включения данной информации в системы коммуникации и пользования;

— управления федеральными информационными ресурсами, урегулировав отношения в области формирования информационных ресурсов и оформления их правового режима. Все категории информации по доступу должны получить внятное правовое регулирование с учетом характеристики их открытости и необходимых ограничений в интересах государства, гражданина, общества;

— документирования информации и документооборота в условиях использования ИКТ, решив проблемы, связанные с электронным документом и введением его в практику деловых, личных и других общественных отношений, и исправив недостатки, имеющиеся в Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи».

3.1.8. Задача создания правовых и экономических предпосылок для опережающего роста инвестиций в развитие производства информационных продуктов, технологий и услуг диктует необходимость реализации системы мер, направленных на экономическое стимулирование приобретения и использования объектов интеллектуальной собственности хозяйствующими субъектами. Это приобретение должно быть обусловлено необходимостью повышения конкурентоспособности их продукции на инновационной основе, что связано с опережающим ростом платежеспособного спроса на продукцию информационного сектора экономики на внутреннем рынке и реализацией соответствующих протекционистских мер со стороны государства.

3.1.9. Задача создания правовых и экономических предпосылок для опережающего роста инвестиций в развитие производства информационных продуктов, технологий и услуг должна найти отражение в уменьшении налогового бремени высокотехнологичных отраслей промышленности, прежде всего наукоемких производств, а другая — в укреплении антимонопольной политики и поддержке малого бизнеса — основного инкубатора инноваций; правовой защите предприятий информационного сектора экономики (прежде всего при банкротствах), что создаст условия для появления новых компаний — катализаторов процесса развития и использования ИКТ в экономике.

3.1.10. В целях создания предпосылок для опережающего роста производства в информационном секторе экономики следует осуществить систему мер по формированию ресурсной базы для развития и использования интеллектуального потенциала и информационных технологий. К важнейшим мерам в этой области относятся, прежде всего, создание и использование механизма трансформации экономических ресурсов в инвестиции для наукоемких производств и в информационный сектор экономики. В качестве основного такого механизма должен выступать создаваемый российский инвестиционный фонд технологий и инноваций.

Фонд призван стать институциональной основой государственной поддержки гуманитарного (наука, образование, культура) и информационного секторов экономики. Важность такой поддержки обусловливается необходимостью разрешения противоречия между заинтересованностью в ускоренном развитии информационного сектора и тем, что в нем, равно как и в сфере науки, образования и культуры, издержки производства в тенденции объективно растут быстрее, чем цены на конечный продукт.

Кроме того, государственный инновационный фонд должен стать источником ресурсного обеспечения мероприятий, связанных с финансированием инновационных проектов в области ИКТ по развитию и использованию информационных технологий, а также проекты в области науки, культуры и образования, реализация которых, одновременно будет способствовать смягчению региональных диспропорций.

Другой комплекс мер связан с созданием специальных механизмов кредитования предприятий индустрии высоких технологий и информационных продуктов. Одним из таких механизмов должен стать эффективный институт гарантий возврата заемных средств.

Еще одна группа мер связана с разработкой и использованием моделей и инструментов внешнеэкономической политики, обеспечивающих развитие (в том числе экспортно-ориентированное) высокотехнологичных наукоемких производств в условиях глобализации экономики. Такие меры включают:

— создание протекционистских режимов для привлечения зарубежных инвесторов;

— механизмы взаимодействия (включая защиту российских интересов) отечественных предприятий информационного сектора экономики с международными институтами и корпорациями, занимающими лидирующие позиции в производстве наукоемкой продукции, коммуникационных и информационных технологий.

3.1.11. Информационная инфраструктура представляет собой необходимый фундамент информационного общества. В связи с этим обязательным условием, обеспечивающим достаточный потенциал развития, является опережающее наращивание мощности информационно-коммуникационной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена только при активном финансовом участии бизнеса, создающем гарантии эффективности проектов. Принципиально важным является партнерство государства и бизнеса в деле реализации крупных проектов в области развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, в первую очередь в удаленных и труднодоступных регионах с граны.

В этих целях необходимо разработать и реализовать систему мер, направленных на создание, совершенствование и развитие:

— технологической базы национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации;

— телекоммуникационных и вычислительных ресурсов, перспективных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий;

— системы национальных информационных ресурсов, технической базы и технологий для электронных СМИ.

3.2 Основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления определены в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р).

В соответствии с данной концепцией необходимо обеспечить широкомасштабное использование ИКТ и сетевых телекоммуникации в государственном управлении. Для этого требуется осуществить:

— широкое внедрение ИКТ в деятельность государственных учреждений и объединение ведомственных информационных систем в общую информационную систему,

— разработку и внедрение стандартов и систем информационного обмена между государственными учреждениями и физическими и юридическими лицами, предусматривающих развитие системы предоставления государственных услуг, расширение доступа к открытым государственным информационным ресурсам, в том числе к открытой информации о деятельности органов государственного управления и местного самоуправления.

3.3. В области регионального развития необходима система мер, направленных на ликвидацию «цифрового неравенства» регионов России, обеспечение повсеместного и равномерного развития информационно- коммуникационных технологий, формирование платежеспособного спроса на услуги рынка информационных услуг в отстающих регионах. Единство информационного пространства в дальнейшем будет выступать все более значимым фактором как для интеграции экономической и социальной жизни внутри страны, так и на международной арене.

3.3.1. Основными задачами при разработке и реализации региональной политики развития, использования и распространения ИКТ должны стать:

— формирование единой государственной политики в этой сфере;

— повышение эффективности использования задействованных ресурсов;

— обеспечение финансирования региональных проектов развития, использования и распространения ИКТ за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и внебюджетных источников (в том числе путем создания условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к поиску собственных ресурсов для их реализации);

— разработка и принятие региональных целевых программ развития информационного общества в развитие принципов настоящей Стратегии;

— согласование региональных, федеральных и ведомственных программ и проектов развития, использования и распространения ИКТ на уровне регионов, обеспечение их взаимоувязки с мероприятиями федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)», а также совместной реализации;

— организация взаимодействия и координации при разработке и реализации проектов развития и использования ИКТ в регионах.

3.3.2. Особым направлением работы является создание современной информационной инфраструктуры в регионах России и, в первую очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке в качестве необходимой базы для привлечения российских и зарубежных инвестиций.

3.4. Как показывает мировой опыт, основой успеха в современном мире является развитие человеческого капитала, которое должно рассматриваться как важнейший приоритет государственной политики. Задача развития информационного общества требует целенаправленных усилий государства, направленных на развитие науки, совершенствование системы подготовки и использования кадров, формирование информационной культуры населения.

Необходимо спрофилировать политику развития человеческого капитала с учетом критически важных в условиях ИО факторов (непрерывность образования, всеобщая готовность к практическому применению современных информационных технологий в любой сфере человеческой деятельности и ее преобразованию на их основе, владение иностранными языками как непременное условие способности оказывать информационные услуги на глобальном рынке). Комплекс мер в этой области предусматривает:

— развитие конкурентной среды и повышение деловой активности;

— увеличение многообразия правового статуса и форм собственности организаций культуры, науки и образования;

— обеспечение необходимого уровня использования ИКТ;

— реформу социальной политики государства, направленную на активное внедрение ИКТ (применение современных методов социального обслуживания населения, основанных на ИКТ);

— поддержку проектов, направленных на обеспечение качественного информационного наполнения сети Интернет, развитие отечественного контента и его культурного разнообразия, улучшение доступа к многоязычному культурному наследию народов России.

3.5. Развитие ИО сопряжено с рядом новых по качеству вызовов, рисков и угроз, среди которых на первое место следует поставить возможность сохранения или усугубления отставания России от лидеров мирового прогресса. Доминирующая социально-экономическая модель развития и основанные на ней приоритеты государственной политики не отвечают в полной мере этим угрозам. В конечном счете, без модернизации этой модели становится неизбежным превращение России в сырьевой придаток ведущих стран мира, возникает вероятность частичной или полной утраты ею государственного суверенитета.

Угрозы и риски практического свойства связаны с проблемами обеспечения информационной безопасности в сфере общественно-политических и экономических отношений, обороны, безопасности и охраны правопорядка. Это угрозы и риски как внешнего, так и внутреннего характера. Для адекватного ответа на них необходимо провести детальный анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации, определить приоритетные направления деятельности по нейтрализации угроз и минимизации рисков.

3.5.1. Объектами общенациональной системы информационной безопасности являются следующие информационно-коммуникационные технологии и ресурсы:

— автоматизированные системы органов государственной власти, включая все государственные учреждения и региональные структуры;

— информационно-коммуникационные системы, функционирующие в составе критически важных и общенациональных объектов (такие, как транспортная и кредитно-денежная системы, связь, энергоснабжение);

— информационно-коммуникационные системы, создаваемые в целях обеспечения информационной безопасности корпоративных информационных систем и персональных пользователей информационных ресурсов.

3.5.2. Имеющиеся на сегодняшний день организационно-административные и программно-технические решения в области борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий и обеспечения безопасности информационно - телекоммуникационных систем, функционирующих в составе критически важных объектов, нельзя считать достаточными. Главной целью государственной политики должна стать борьба с преступностью в информационной сфере. В этих условиях становится необходимым создание эффективной национальной системы противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий.

3.5.3. Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны не обеспечивает достаточного противодействия современным угрозам и рискам в информационной сфере. У ответственных за это структур недостаточно сил и средств для серьезной аналитической работы по информационной безопасности, ведению широкомасштабных НИОКР и их координации, а также активному противодействию потенциальным угрозам информационной безопасности.

Главным недостатком системы обеспечения информационной безопасности страны является отсутствие единой технической политики. Каждый субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления, каждое министерство, ведомство и государственное учреждение практически самостоятельно проводят мероприятия по информационной безопасности.

При этом работы проводятся не всегда на должном профессиональном уровне. В результате национальная информационно-коммуникационная инфраструктура может оказаться незащищенной, а региональные и ведомственные информационные ресурсы оказываются недоступными и не сводимыми в национальную сеть.

Система управления информационной безопасностью на современном этапе должна:

— обеспечивать эффективное противодействие преступности в сфере ИКТ, быть готова к отражению угроз информационной войны и кибертерроризма, деятельности экстремистских и террористических организаций и трансформироваться в зависимости от изменения характера угроз;

— обеспечивать координацию деятельности всех министерств, ведомств и региональных органов власти в области информационной безопасности;

— обеспечивать безопасность национальных информационно- телекоммуникационных сетей (включая критические корпоративные сети) и инновационных отраслей экономики;

— обеспечивать организацию фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, проведение единой технической политики государства в информационной сфере;

— отвечать за формирование и функционирование системы подготовь специалистов в области информационной безопасности;

— сочетать механизмы бюджетного и рыночного финансирования развития сферы информационной безопасности.

3.5.4. С учетом серьезности угроз информационной безопасности и требований, предъявляемых к системе управления информационной безопасности, необходимы централизация управления сферой обеспечения информационной безопасности и создание разветвленной региональной системы управления как для решения региональных проблем обеспечения информационной безопасности, так и для защиты национальных информационно-телекоммуникационных сетей.

3.5.5. Необходимо определить принципы государственной политики в области обеспечения информационной безопасности в наиболее важных областях инфраструктуры. Речь идет о реализации комплекса организационно-технических мероприятий по формированию эффективной системы защиты автоматизированных информационных систем наиболее важных областей национальной инфраструктуры, связанных с обеспечением бесперебойной работы кредитно-денежной сферы, связи, средств массовой информации, экологически опасных производств, транспорта, энергоснабжения в условиях возможного воздействия различных дестабилизирующих факторов, включая террористические акты и электронные атаки, направленные на неправомерный доступ к ресурсам, физическое разрушение оборудования или искажение информации.

3.5.6. На данном этапе особенно важно формирование механизма объединения усилий частных и государственных структур в решении задач обеспечения функционирования критически важных сегментов информационной инфраструктуры общества. Необходимо предусмотреть меры по поддержке развития негосударственных предприятий, занимающихся обеспечением информационной безопасности информационно-телекоммуникационных систем и сетей (отдельных информационных ресурсов), принадлежащих государственным структурам, общественным и коммерческим организациям.

3.5.7. Результатом детального анализа угроз информационной безопасности государственных учреждений должны стать конкретные планы мероприятий по информационной безопасности для каждого государственного учреждения. По результатам анализа необходимо определить стандартный пакет средств информационной защиты, усилить уровень защиты правительственных компьютерных сетей с использованием программных, аппаратных и криптографических средств и обеспечить:

— разработку порядка согласования технических заданий на создание информационных систем в интересах федеральных органов государственной власти;

— разработку системы учета и аттестации информационных систем федеральных органов государственной власти;

— разработку подходов к стандартизации проблем защиты информации в части рассмотрения, согласования и подготовки к утверждению государственных стандартов и других нормативных документов;

— организацию работ по созданию средств, обеспечивающих информационную безопасность информационных технологий, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти, а также их сертификации и оценке;

— ускорение работ по изучению возможности поэтапного присоединения России к международному Соглашению о взаимном признании оценок по «Общим критериям»;

— повышение статуса и ответственности представителей Российской Федерации в Международной организации по стандартизации (15О) в части вопросов информационной безопасности.

3.5.8. Ключевыми направлениями деятельности в рассматриваемой области являются:

— разработка методик оценки уровня информационных рисков и эффективности используемой стратегии безопасности на национальном уровне и для отдельных учреждений;

— создание эффективных технологии построения высоконадежных автоматизированных информационных систем (АИС), обеспечивающих конфиденциальность информации при сохранении целостности данных и их доступности для легального доступа в многопользовательском режиме;

— разработка технологий поддержания устойчивого бесперебойного функционирования разветвленных сетей в условиях возможного воздействия дестабилизирующих факторов (попыток нарушения работы АИС) на основе использования современных методов аутентификации;

 

— разработка быстродействующих средств оперативного выявления наиболее уязвимых мест информационной инфраструктуры и анализа контента для идентификации внутренних и внешних угроз информационной безопасности;

— разработка систем долговременного хранения данных с высокой степенью защищенности;

— разработка технологий мониторинга сетевых компьютерных систем для выявления признаков и определения источника возможной кибератаки;

— создание эффективных средств защиты распределенных баз данных и локализации развития потенциально опасных ситуаций в сети;

— разработка высокопроизводительных технологий архивирования данных и восстановления работоспособности АИС, нарушенной в результате кибертерроризма.

3.5.9. Национальная системы борьбы с правонарушениями в сфере компьютерных технологий должна обеспечивать раннее предупреждение об угрозе несанкционированного доступа к сетевым компьютерным системам критического значения и противодействие кибертерроризму. Ее задачей является осуществление постоянного мониторинга потоков электронных данных в наиболее важных узлах национальной коммуникационной инфраструктуры. Она должна обладать способностью в реальном масштабе времени распознавать аномальные явления, являющиеся признаками возможной кибератаки, точно определять источник подозрительных электронных сигналов, обеспечивать эффективную защиту баз данных и локализировать развитие потенциально опасной ситуации в сети.

3.5.10. С учетом приоритетов национальной безопасности основные объемы работ по финансированию программы должны осуществляться за счет средств государственных капиталовложений, выделяемых под программные мероприятия на конкурсной основе.

3.5.11. Серьезной угрозой и препятствием для широкого использования ИКТ в обществе признается проблема обеспечения конфиденциальности персональных данных. Со стороны государства необходимо обеспечение минимальной уязвимости закрытых баз данных государственных учреждений, а также эффективности правовых механизмов для борьбы с неправомерным получением и разглашением персональных данных.

3.5.12. Ощутимой проблемой, которая вряд ли может быть решена в краткой перспективе, остается пиратство в сфере ИКТ, представляющее собой одно из главных препятствий на пути развития производства программных и информационных продуктов в Российской Федерации, создающее трудности в осуществлении внешнеэкономической политики.

Необходимо ужесточение правовой ответственности за производство, сбыт и использование контрафактной продукции. Органы правопорядка должны концентрировать внимание не только на борьбе с розничной торговлей и услугами по установке нелегального ПО, но и на более сложных для выявления и пресечения правонарушениях, таких, как массовое внедрение и распространение ПО без договора с правообладателем, в том числе в сети Интернет. Необходимо ужесточить контроль за возможностью производства контрафактной продукции на государственных предприятиях. Всем необходимым содействием государства должны пользоваться общественные организации, деятельность которых направлена на пропаганду и обеспечение добросовестного (в рамках заключаемых соглашений) пользования легальным ПО бизнес-структурами и частными лицами.

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

4.1. Настоящая Стратегия предусматривает на федеральном уровне: — принятие комплексной федеральной целевой программы «Развитие информационного общества в России», включающей ряд отраслевых подпрограмм и пакетов программных мер в области экономики, государственного строительства, социальной политики, обеспечения безопасности и развития законодательства;

— внесение дополнений и изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002—2010)» с продлением срока ее действия до 2015 года.

Реализация Стратегии базируется на полномасштабном использовании рыночных механизмов, привлечении средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ФЦП «Развитие информационного общества в России», а также внебюджетных средств (в т. ч. МБРР, российских и иностранных инвесторов, других заинтересованных организаций).

4.2. Предусматриваются три основных этапа реализации Стратегии:

1) 2006 -2010 гг. На этом этапе:

— реализуются программы по снижению основных рисков;

— создаются инфраструктурные и институциональные предпосылки развития информационного общества в России;

— происходит формирование новой политики развития человеческого капитала в форме национальных проектов (программ);

— осуществляется комплекс мер по развитию национального производства информационных технологий, продуктов и услуг;

— обеспечивается достижение Россией статуса нетто-зкспортера информационных продуктов, технологий и услуг;

— обеспечивается владение большинством населения базовыми навыками компьютерной грамотности:

—реализуется архитектура «электронного правительства».

2) 2010—2015 гг.. На этом этапе обеспечивается вхождение России:

— в число двадцати лидеров мирового рейтинга электронной готовности;

— в десятку лидеров среди мировых экспортеров информационных продуктов, технологий и услуг.

3) 2015 г. В долгосрочной перспективе:

— завершается качественное изменение структуры экономики, выражающееся в доминировании сектора ИКТ;

— обеспечивается достижение паритета России с мировыми лидерами в определении стандартов информационного обмена.

4.3. На региональном уровне осуществляются мероприятия, предусматриваемые ФЦП «Развитие информационного общества в России» и «Электронная Россия (2002—2010 годы)». Реализация пилотных проектов и пилотных зон осуществляется в соответствии с региональными целевыми программами развития информационного общества, принятие которых

предусматривается настоящей Стратегией и ФЦП «Развитие информационного общества в России».

Выполнение Стратегии на региональном уровне базируется на привлечении средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Этапы реализации Стратегии на региональном уровне соотносятся с этапами ее реализации на федеральном уровне.

4.4. Реализация Стратегии должна сопровождаться регулярным анализом основных индикаторов развития информационного общества и мониторингом связанных с этим развитием политических и социально-экономических процессов. Выделяются три группы индикаторов развития ИО:

— показатели развития инфокоммуникационной инфраструктуры (абсолютный рост, изменение долевой структуры и стоимость использования линий связи, число ПК на душу населения, использование сети Интернет и др.);

— базовые социально-экономические показатели развития информационного общества (число занятых информационной деятельностью, в том числе как процент от общей занятости; показатели формирования новых отраслей: индустрия банков данных, производство программного обеспечения, производство автоматизированных информационных систем (по видам), расходы на НИОКР в области ИКТ; состояние рынка ИКТ и др.);

— социально-политические показатели, характеризующие готовность граждан и власти к вступлению в информационное общество.

В качестве совокупности объективных и характерных критериев вступления в информационное общество рассматриваются, в первую очередь:

— демассификация и разукрупнение производства;

— разнообразие в типах используемой техники, товарном ассортименте и видах услуг:

— экспоненциальный рост объема информационных потоков, быстрое сокращение времени удвоения объема знаний;

— превращение информации в одну из главных социальных ценностей, объединяющих общество, в главный продукт производства и основной товар;

— реконструкция содержания информационных потоков;

— формирование единого информационно-коммуникативного пространства как части мирового информационного пространства;

— создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

— возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, становление и доминирование в экономике новых ИКТ, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

— потеря приоритета непосредственного материального производства в пользу деятельности, связанной с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации (затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы, например, в области энергетики и других ранее доминировавших отраслях);

— опережающий рост отраслей, связанных с производством информации, знаний, информационных услуг (телекоммуникационной, компьютерной, телевизионной), их доминирование в экономическом развитии;

— создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение я использование информации как важнейшего условия демократического развития.

На основе вышеперечисленных элементов в рамках многомерной модели информационного общества формируются группы факторов для анализа различных аспектов внешней и внутренней среды явления, характеристики внешнего и внутреннего состояния общества, определения его положения в координатах новой информационной ступени развития (например, факторы, характеризующие степень использования ИКТ в экономике, финансирование развития ИКТ, степень распространения ИКТ в обществе, состояние и качество образования, степень оснащенности ИКТ образовательных учреждений, законодательную базу и т. п.); устанавливается и обосновывается взаимодействие между группами.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Эффективность взаимодействия органов государственной власти и негосударственных организаций в развитии информационного общества следует обеспечить с помощью создания Национального комитета по информационному обществу, деятельность которого будет направлена на осуществление независимого мониторинга развития информационного общества в России, выявление проблем реализации настоящей Стратегии, подготовку рекомендаций по их разрешению, пропаганду основ информационной культуры, включая вопросы обеспечения информационной безопасности.

6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В области международного сотрудничества Стратегией определяются наиболее перспективные направления участия Российской Федерации в развитии глобального информационного общества, связанные с обеспечением национальных интересов, в том числе:

— расширение участия представителей российских организаций и частных компаний в деятельности международных и региональных организаций в области информационно-коммуникационных технологий и информационного общества;

— формирование в рамках межгосударственных структур единых правовых механизмов обеспечения международной информационной безопасности, противодействия киберпреступности и кибертерроризму;

— создание условий для роста экспорта российских информационных продуктов и услуг, прежде всего в области программного обеспечения, на мировые рынки;

— привлечение инвестиций международных финансовых организаций и зарубежных компаний в развитие российской ИКТ-отрасли;

— международно-правовая защита интересов российских организаций и компаний, занятых в области ИКТ и развития ИО;

 

— запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия», создание механизмов контроля режима его нераспространения;

— обеспечение безопасности международного информационного обмена;

— координация деятельности правоохранительных органов разных стран по выявлению и предотвращению трансграничных преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий;

— обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности российских правообладателей и производителей за рубежом;

— предотвращение неправомерного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций.

Россия должна достойно ответить на новый вызов XXI века. Только на путях развития информационного общества, опирающегося на новейшие достижения научно-технического прогресса, мы сможем обеспечить гражданам Российской Федерации высокий уровень благосостояния, вывести страну на новые рубежи социально-экономического развития, гарантировать национальную безопасность. Для выполнения стоящих перед нами сложных, масштабных исторических задач потребуются целенаправленные усилия государства, опирающегося на поддержку всего общества. Планомерность, согласованность, стратегическая выверенность этих усилий становятся ключевыми факторами успеха. Полномасштабный охват всего спектра стоящих перед Россией задач, их успешное комплексное, системное решение призвана обеспечить настоящая Стратегия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Декларация не подкрепленная в других направлениях (в том числе и указанных в самой Стратегии). Противоречит стратегии и тактике развития государства реализуемой в настоящее время.

 

Терминология "хромает": Государство, есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти; таким образом, в понятии Г.- три элемента: население (народ), территория и власть. (с) Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - из текста не видно при чем здесь население и территория...

 

Несколько дез (возможно выдача желаемого за действительное).

 

Нереализуемый (в данном формате) проект.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

 

 

Информационное развитие как путь России к информационному обществу

Конец XX и начало XXI века ознаменовались очередным этапом научно-технической революции — внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитием глобальной компьютерной сети — Интернета. Они составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, к новой ступени в развитии современной цивилизации.

 

Россия объективно втянута в этот процесс становления глобального информационного общества. Мы никаким образом не можем остаться в стороне. Только доступ к материальным и духовным благам информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание, и необходимые условия для свободного развития личности.

 

Более того, чем прочнее наши связи с технологически развитыми странами, тем большее влияние мы сможем оказывать на мир, тем богаче источники нашего собственного экономического и технологического развития, тем успешнее обеспечена безопасность страны.

 

Быстро и эффективно проводя информатизацию всех сфер общественной жизни, Российская Федерация укрепит свое положение в группе технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

 

Становление информационного общества осуществляется через информационное развитие. Понятие «информационное развитие» рассматривается как аналог таких традиционных понятий как экономическое, социальное, политическое, технологическое и др. Оно означает трансформацию всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий, прогресс во всех сферах разработки, производства и внедрения ИКТ, создание политических, экономических, правовых, социальных и научно-технических условий для формирования развитой информационной среды, адекватной задачам социально- экономического развития страны, подготовку граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к

жизни в условиях информационного общества.

 

Информационная среда — эта среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и распространяется информация, и осуществляются все формы информационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его существование и функционирование, как единого социального организма.

 

Информационная среда формируется естественным образом, отражая степень развития общества и его отдельных составляющих. В то же время информационная среда сама является условием дальнейшего развития общества. Только в развитой информационной среде могут быть реализованы эффективные механизмы хозяйствования и управления, разработаны и внедрены во все сферы жизни общества современные высокие технологии, обеспечено необходимое качество образования и созданы благоприятные политические, социальные и культурные условия для достойной жизни людей.

 

Развитие информационной среды в каждой стране происходит неравномерно во времени и пространстве в зависимости от уровня ее развития. Поэтому целенаправленная трансформация информационной среды в сетевые структуры организации жизни общества и государства есть необходимое условие социального прогресса и успешного движения к информационному обществу.

 

Такая трансформация предполагает резкое увеличение спроса на информацию и знания, переход к высоким, прежде всего компьютерным и коммуникационным технологиям, формирование в России конкурентного инновационного рынка.

Базовые, конечные цели информационного развития России состоят в следующем:

• укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов;

• создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и построение на их базе новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением;

• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной нфраструктуры в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах;

• повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;

• повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда, а также достижение высокого уровня минимальной социальной обеспеченности; создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;

• обеспечение высокого уровня национальной безопасности за счет предотвращения террористических и криминальных угроз в информационной сфере.

 

Приоритетность информационного развития, как ключевого фактора, определяющего место страны в мировом сообществе, давно уже осознана многими государствами, их руководством. В развитых странах и в большинстве развивающихся стран разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.

 

Анализ таких стратегий и программ в странах Европейского Союза, Балтийского региона Европы, Японии, США, Индии, Бразилии, Мексики показывает, что их основной целью является достижение лидирующих позиций в экономике и в социальном развитии. Отличительная их особенность состоит в том, что они рассматривают все используемые сетевые технологии — электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д., не как изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которые составляют единый фундамент перехода к информационному обществу.

 

Во всех стратегиях отмечается ведущая роль государства в формировании национальной стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества в формировании партнерских отношений между всеми участниками информационного развития и координации совместной деятельности государства, бизнеса, всех общественных институтов и граждан в его реализации для решения сформулированных целей информационного развития.

 

Опыт стран, уже вступивших на путь постиндустриального развития, показывает, что в этих странах опережающими темпами происходит развитие экономики, основанной не только на непосредственном использовании интеллектуальных и информационных ресурсов, но и на использовании качественно новых свойств информационной среды для рационального использования таких традиционных ресурсов, как природные, человеческие, финансовые.

Мировой опыт показывает, что информационное развитие порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера.

 

Разные страны и социальные группы, по причинам экономического и политического характера, имеют неравные возможности доступа к мировым информационным ресурсам, приобретению и использованию современных информационно-коммуникационных технологий, что порождает информационное (цифровое) неравенство. Для России с ее огромной территорией и низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в отдаленных регионах характерно информационное неравенство центра и регионов. Его преодоление является важнейшим условием укрепления политического и экономического единства страны, ускоренного экономического и социального развития и надежного обеспечения безопасности.

 

Опережающее информационное развитие имеет для страны и важное геополитическое значение. Россия занимает исключительное географическое положение и, являясь евроазиатской державой, остается центральным субъектом геополитики. Территория России это естественный мост между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Ее размеры и огромные естественные ресурсы таят в себе громадные возможности будущего развития. Создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры на всей территории нашей страны и, в первую очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке, позволит повернуть основные потоки экономического и культурного обмена между АТР и Европой через российскую территорию, привлечь российские и зарубежные капиталы для быстрого развития экономики этих регионов.

 

Предпосылки информационного развития.

Проблемы и препятствия

 

За последние годы в стране созданы серьезные предпосылки для формирования основ информационного общества:

• сформировался и быстро развивается отечественный рынок нформационных и коммуникационных технологий, продуктов и услуг;

• сформировано сообщество компаний и фирм, ведущих профессиональную деятельность на рынке ИКТ и обслуживающих все сегменты этого рынка;

• российскими компаниями накоплен определенный опыт реального производства товаров и услуг, использующих современные ИКТ;

• создан базис для законодательного и нормативного обеспечения развития ИКТ;

• в значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности банковская сфера и сфера государственного управления;

• в общественном мнении складывается понимание актуальности задачи использования ИКТ в реальном бизнесе, в политике и управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании и т. д.

 

Информационное развитие России идет быстрыми темпами. Объем отечественного рынка ИКТ растет ежегодно более чем на 16% и в 2003 г. составил более 130 млрд. рублей. Ежегодный прирост компьютерного парка составляет не менее 20%. Положительная динамика характерна для всего ИКТ-сектора. Уверенно растет реальный объем информационно-коммуникационных услуг населению. Идет активное внедрение ИКТ в такие социально важные сферы деятельности, как образование, государственное и корпоративное управление, экономика и другие области общественной жизни.

Количество зарегистрированных пользователей Интернет, регулярно входящих в сеть, возросло в 2003 г. на 40% и достигло 8 млн. человек, что составляет 5,5% населения страны. Территориально российская интернет-аудитория продолжает концентрироваться в городах Москве и Санкт-Петербурге. На их долю приходится 66,3% пользователей. Однако в последние годы отмечается значительный рост числа пользователей Интернета в регионах, особенно в регионах с благоприятным инвестиционным климатом.

Важную роль в преодолении информационного неравенства играет реализация проекта «КиберПочт@», предусматривающего широкомасштабное внедрения пунктов общественного доступа (ПКД) в Интернет на объектах

федеральной почтовой связи. С августа 2001 г. на сети федеральной почтовой связи услугами ПКД воспользовались более 2,5 млн. человек. Сейчас ею ежемесячно пользуются около 200 тыс. человек.

Начиная с 2004 года, будет вводиться не менее 2 тысяч ПКД в год, прежде всего в городах с населением менее 500 тысяч человек и в сельской местности.

 

Пункты общественного доступа, предназначенные для оказания информационных услуг населению — электронной почты, доступа к сети Интернет, массового обучения ИКТ, будут открываться также на базе общеобразовательных школ и библиотек.

Как ответ на рост потребностей общества в ИКТ в 2002 г. началась реализация ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)» и уже получены первые значимые результаты, прежде всего, в области информатизации государственного управления и развитии электронной торговли.

 

Начаты разработки электронных административных регламентов и проектов создания и интеграции государственных информационных систем и ресурсов, а также предоставление на их основе гарантированного пакета «электронных» услуг для организаций и населения.

 

Для развития электронной торговли большое значение имеют разработанные организационные и технологические основы национальной системы информационно-маркетинговых центров.

Принципиальное значение для развития ИКТ-сектора имеет новый Закон «О связи». Он направлен на существенное повышение инвестиционной привлекательности отрасли информационных технологий и связи, обеспечение ускоренного развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, улучшение предпринимательского климата на рынке информационных и телекоммуникационных услуг.

Тем не менее, в информационном развитии страны имеются существенные недостатки.

 

Главные из них следующие:

• малая эффективность координации и экспертизы государственных программ и проектов информатизации, создаваемых за счет государственного бюджета;

• практическое отсутствие системы мониторинга процессов информатизации и невозможность проведения полноценного статистического наблюдения за развитием и использованием ИКТ.

• слабость и фрагментарность действующего информационного законодательства и нормативного правового обеспечения процессов информатизации;

• существенно затрудняющего работы по созданию «электронного правительства» и ведению электронного бизнес.

 

Высокий уровень образования населения России создает благоприятные предпосылки для информационного развития. Доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в экономически активном населении составляет 20%. По численности студентов на 1000 человек Россия находится на уровне экономически развитых стран. Растет число студентов, получающих образование в сфере ИКТ, и по их числу, приходящемуся на 1000 человек, Россия не уступает таким странам, как Франция, Швеция и Германия.

 

На Женевском Всемирном саммите 2003 года были подведены итоги мирового информационного развития за последние годы.

Россия занимает 63-е место (из 102) в рейтинговой таблице, характеризующей готовность ее экономики к использованию информационных и коммуникационных технологий. Россия получила высокие оценки за качество научно-исследовательских институтов (25-е место), качество математического и научного образования (18), возможности для телефонного доступа в Интернет с учетом ВВП на душу населения (14).

По уровню индивидуальной готовности граждан России к использованию высоких технологий страна находится на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса — на 43-м, а по уровню готовности правительства — на 89-м.

 

Общий вектор и цели информационного развития для России, являющейся органической частью глобального информационного сообщества, в принципе такие же, как и для других стран, втянутых в орбиту движения к информационному обществу. Однако для нашей страны в связи с ее географическим положением, сложившейся структурой размещения производства и расселения населения, огромной не охваченной коммуникациями территорией, экономическим и информационным неравенством регионов, исторически сложившимися задержками в технологическом развитии, имеются определенные ограничения. Они сужают пространство выбора путей, способов и механизмов реализации стратегии информационного развития.

Приоритетные направления

и механизмы информационного развития

 

Сформулированные выше стратегические цели и трезвая оценка сложившихся предпосылок движения страны к информационному обществу позволяют выделить следующие приоритетные направления информационного развития, которые в ближайшей перспективе могут быть обеспечены ресурсами общества и государства. Направление 1.

Опережающее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Развитие и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) составляет технологическую базу экономического, социально-политического и культурного развития страны и является первым приоритетом информационного развития страны. ИКИ представляет собой совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей (каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками), информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Реализация данного приоритетного направления связана с необходимостью модернизации и дальнейшего развития:

 

• существующей технологической базы Взаимоувязанной сети связи России (ВСС) и входящих в ее состав национальных и корпоративных инфокоммуникационных сетей и систем;

• системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним;

• российского сегмента Интернета;

• центров обработки информации различного назначения.

 

Направление 2.

Развитие отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг. Вторым приоритетным направлением является развитие отечественного производства, распространения и потребления информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг.

Сегодня превалирует ориентация на использование, в том числе и в органах государственной власти, зарубежной техники и ИКТ. Очевидно,

что на современном этапе нашего развитии это единственный путь внедрения ИКТ в жизнь страны. Однако этот путь в дальнейшем может привести нашу страну к полной зависимости от иностранных производителей, что негативно скажется на развитии страны и ее безопасности. Поэтому одной из важнейших задач государства должно быть становление современной отечественной отрасли ИКТ, максимальное удовлетворение потребности общества в высококачественной технике, программных продуктах и услугах, уменьшение зависимости от зарубежных производителей, завоевание российской ниши на мировом рынке ИКТ.

Развитие отечественного рынка ИКТ предполагает обеспечение российского общества широким спектром информационно-коммуникационных услуг. Это важнейшее условие, достижения максимально возможного уровня материального благосостояния и обеспечения достойной жизни населения, приближения ее к европейским стандартам. Речь идет о формировании специализированной инфраструктуры производства и предоставления информационных услуг в таких областях экономической и социальной жизни, прежде всего, как электронная коммерция, решение проблем трудоустройства, дистанционное обучение, телемедицина, справочно-информационные услуги местных, региональных и центральных органов власти и др.

Реализация этого перспективного направления предполагает активное участие государства, которое должно создать привлекательные для бизнеса и всего общества экономические, правовые, социальные, организационные и другие условия для стимулирования отечественных производителей и продвижения российской продукции на внутренний и мировой рынки.

Направление 3. Широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления.

Реализация этого направления призвана существенно улучшить деятельность аппарата управления за счет перехода на электронный документооборот, интеграции в единую вертикальную сеть корпоративных сетей министерств и ведомств, а также системы распределенных регулярно обновляемых баз данных управленческой информации внутри каждого ведомства, в короткие сроки завершить функциональную и структурную перестройку аппарата управления, начатую в административной реформе.

Будут созданы реальные условия для предоставления гражданам и организациям общедоступной правительственной, административной и правовой информации, повысить результативность интерактивного взаимодействия между собой органов власти на всех уровнях системы государственного управления, а также их диалога с гражданами, с субъектами экономической деятельности, с институтами гражданского общества, сделать государственное управление более ответственным и открытым.

 

В результате будет достигнуто существенное продвижение страны по пути демократизации, реализована платформа «электронного правительства» (ЭП) как ответ современного государства на вызов информационной эпохи в политической сфере.

Направление 4. Обеспечение информационной безопасности страны

 

Глобальная информатизации и развитие Интернета привели к тому, что информационно-коммуникационная инфраструктура страны и национальные информационные ресурсы оказались весьма уязвимыми объектами воздействия со стороны недружественных государств, террористических организаций, криминальных групп и отдельных злоумышленников. Угроза международного информационного терроризма и информационных войн стали важными геополитическими факторами. Предотвращение этой угрозы требует объединения усилий всех государственных институтов и активизации международного сотрудничества в этой области.

Выявление и анализ конкретных угроз информационной безопасности (ИБ) России как части глобального информационного сообщества, выработка и принятие мер, необходимых для адекватного ответа на них, должны рассматриваться как важнейшие приоритеты национальной безопасности.

Становится очевидным актуальность разработки и применения в глобальном информационном пространстве особого международного режима, регулирующего деятельность в нем каждого государства с учетом интересов всех остальных. Международное сообщество сталкивается здесь с новой сложной с технической точки зрения и крайне чувствительной для безопасности государств областью деятельности.

В процессе реализации этого направления в стране должна быть создана единая многоуровневая общероссийская система обеспечения информационной безопасности, в которой действуют единые правовые нормы и механизмы защиты информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных прав граждан, осуществляется эффективная координация деятельности федеральных органов государственной власти и других организаций.

Направление 5. Международное сотрудничество в сфере ИКТ

 

Важнейшей целью международного сотрудничества в сфере ИКТ является создание информационного миропорядка, отвечающего национальным интересам России. В глобальном информационном обществе, где будет обеспечено широкое представительство по-разному политически ориентированных как развитых, так и развивающихся стран, интересы России поставщика и потребителя ИКТ — должны быть учтены наиболее полно. Поэтому России необходимо активно включаться в разработку и практическое формирование концепции глобального информационного общества, ее принципов и структуры. Россия выступает за равное партнерство развитых и развивающихся государств в вопросах создания информационного общества, за свободный, не дискриминационный доступ к современным ИКТ. Необходимо создать условия добросовестной конкуренции и стимулирования инвестиций на рынке информационно-коммуникационных услуг.

 

Международное сотрудничество должно обеспечить условия, при которых глобальная информатизация не наносила бы ущерб национальной безопасности, суверенитету, культуре и самобытности всех стран, в том числе и России, и была бы обращена на решение социально-экономических и гуманитарных проблем человечества, отдельных регионов и стран.

Важным направлением международной деятельности в области ИКТ остается выстраивание двусторонних связей на основе межправительственных и межведомственных соглашений и работа со всем спектром международных организаций, имеющих отношение к техническим, экономическим, политическим, правовым и прочим аспектам применения ИКТ, а также участие в телекоммуникационных форумах.

В целом, участие России в международном сотрудничестве должно быть направлено, прежде всего, на решение внутренних социально-экономических задач и на обеспечение условий ее равноправного участия в построении глобального информационного общества. Этому должно способствовать вступление России в ВТО на взаимоприемлемых условиях.

Направление 6. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития

Нормативно-правовое регулирование есть главный рычаг воздействия на все направления информационного развития. Поэтому государство должно играть активную роль в нормативно-правовом регулировании отношений, связанных с формированием развитой информационной среды.

Должны быть закреплены правовые гарантии реализации конституционных прав граждан на получение информации и обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы. Должна быть обеспечена защита конфиденциальной информации, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (защита персональных данных);

Должны быть также выработаны и юридически закреплены механизмы эффективного партнерского сотрудничества государственных предприятий и организаций с коммерческими структурами, работающими на отечественном и мировом рынках ИК.

Должно быть обеспечено правовое регулирование в области формирования, хранения и использования национальных информационных ресурсов и усовершенствованы нормы, регулирующие ответственность за правонарушения в сфере производства, хранения, распространения и использования информации.

Дальнейшему совершенствованию подлежат институты защиты интеллектуальной собственности в области производства и потребления информации, прежде всего, прав производителей, распространителей и пользователей ИКТ, информационных продуктов и услуг.

Должны быть решены вопросы правового регулирования использования сети Интернет.

 

Первоочередные задачи реализации Национальной стратегии информационного развития

Исходя из оценки сегодняшнего состояния социально-экономического развития России, наиболее актуальными для информационного развития страны на период до 2008 года являются первые три из перечисленных приоритетных направлений. В части развития и модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры должны быть решены следующие задачи:

• Покрытие всей территории страны телекоммуникационными сетями, использующими современные и перспективные ИКТ, как главное условие преодоления информационного неравенства центра и регионов.

• Технологическое переоснащение существующих сетей и систем телекоммуникаций и связи с их ориентацией на предоставление «универсальной услуги.

• Разработка единых стандартов информационного взаимодействия информационных систем, в том числе государственного назначения. Усиление межведомственной координации при создании информационных систем государственного назначения.

• Разработка общегосударственной системы формирования, хранения, предоставления и защиты национальных информационных ресурсов и совершенствование технологий доступа к ним.

• Развитие системы пунктов общественного доступа к открытым информационным сетям, интернету, информационным ресурсам и и информационно-коммуникационным услугам.

• Обеспечение безопасности критически важных сегментов и объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры и разработка системы управления информационной безопасности для ИКИ.

В части развития отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг предстоит решить следующие задачи:

• Анализ научно-производственного и технологического потенциалов российских предприятий и выявление направлений и видов конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынков.

• Разработка системы мер экономического и административного регулирования и правовых механизмов, стимулирующих отечественного производителя в выбранных направлениях и видах.

• Создание условий для активного продвижения отечественных ИКТ, информационных продуктов и услуг на внутреннем и мировом рынках.

• Развитие системы предоставления комплекса социальных услуг всем гражданам страны.

• Стимулирование развития рынка информационно-коммуникационных услуг.

• Государственная поддержка и стимулирование всех форм и видов электронной коммерции.

• Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования рынка ИКТ, информационных продуктов и услуг.

 

В части широкомасштабного использования информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления должны быть решены следующие задачи:

• Формирование государственной политики в области использования ИКТ в органах власти всех уровней.

• Разработка нормативно-правовой базы создания и функционирования «электронного правительства».

• Интеграция ведомственных государственных информационных ресурсов и развитие систем доступа к ним.

• Создание систем электронного документооборота а органах государственной власти всех уровней и регламентов их информационного взаимодействия.

• Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти с населением.

• Обеспечение информационной безопасности информационно-коммуникационных сетей систем органов государственной власти.

 

Заключение

Национальная стратегия информационного развития выступает как политический документ, представляющий обществу взгляд руководства страны на пути движения этих целей и построения в России информационного общества.

 

Информационное развитие есть одна из главных предпосылок успеха в решении актуальных текущих и перспективных задач социально-экономического развития страны:

• формирования прогрессивной структуры экономики,

• удвоения ВВП за 5—7 лет,

• роста конкурентоспособности предприятий государственного и частного сектора создания принципиально новых возможностей для наращивания производства и экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, превращения ИКТ в фактор экономического роста.

Реализация всех направлений информационного развития является необходимым условием для включения российской экономики на равноправной основе в мировую систему разделения труда. Только при опережающем информационном развитии могут быть созданы и реализованы достаточные экономические условия и механизмы для создания в России современного высоко развитого рыночного хозяйства.

Исходя из оценки сегодняшнего состояния информационного развития России, анализа мирового опыта формирования информационного общества и выделенных направлений, руководство страны признает опережающее информационное развития страны важнейшим приоритетом и примет соответствующие политические, организационные и экономические решения. При этом особое внимание будет уделено комплексу мер по укреплению партнерских отношений государства, научно-образовательного сообщества, бизнеса, общественных организаций и населения в реалиации стратегии информационного развития. Идеология партнерства должна лечь в основу реализации государственной политики информатизации.

Национальная стратегия информационного развития должна служить концептуальной основой для разработки и систематической корректировки федеральных, региональных, межотраслевых и отраслевых программ информатизации, поскольку именно она определяет приоритетные направления формирования предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу, создания его технологического базиса.

Институт международных экономических и политических исследований РАН http://www.imepi-eurasia.ru/

 

Московский технический университет связи и

информатики

http://www.mtuci.ru/

 

Институт всеобщей истории РАН

http://www.igh.ru/

 

РНЦ «Курчатовский институт»

http://www.kiae.ru/

 

Центр исследований постиндустриального общества

http://www.postindustrial.net/

 

 

109012, Москва, ул. Ильинка, д.4

тел./факс: 781-2550

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...