Перейти к содержанию

Взятка с конфискацией


Рекомендуемые сообщения

По коррупции ударят Уголовным кодексом

 

Тамара Шкель

"Российская газета" 1 октября 2004 г.

 

 

Вчера в Госдуме за "круглым столом", организованным Комиссией по противодействию коррупции, обсуждался вопрос "Об институте конфискации имущества в комплексе борьбы мер с коррупцией".

 

Ситуация, связанная с коррупцией в Российской Федерации, критическая. Государству и обществу пока не удается добиться серьезных положительных сдвигов. Широкое распространение получили такие явления, как корыстный сговор должностных лиц, убыточная передача госимущества в управление коммерческим структурам, совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью. Коррупция поразила систему правоохранительных и судебных органов, разрушает демократические процессы, подрывает политические устои, констатировал глава антикоррупционной комиссии Михаил Гришанков.

 

Ему вторила заместитель начальника управления правового обеспечения Генпрокуратуры Ольга Мыцыкова. После того как в декабре 2003 года из Уголовного кодекса была изъята норма о конфискации имущества как дополнительном наказании, мздоимцы вообще чувствуют себя безнаказанными.

 

Самый большой материальный урон, который они могут понести, - штраф в 750 тысяч рублей. Это мало кого пугает, напротив, стимулирует, по словам представителя Гепрокуратуры, "брать больше, чаще, чтобы на жизнь больше оставалось".

 

Но даже этой мерой, мизерной по сравнению с нажитым неправедными путями богатством, суды пользуются чрезвычайно редко. Как сказала Ольга Мыцыкова, за первые полгода никто не был осужден на дополнительное наказание в виде штрафа.

 

"Ситуация лицемерная, все видят особняки, яхты, все понимают, что на чиновничью зарплату их явно не приобретешь", но прокуратура не может потребовать чиновника, схваченного за руку при получении взятки, объяснить, откуда у него все это. "Единственное, что мы у него можем изъять, - это какие-нибудь 20 тысяч, обнаруженные в ящике стола, как вещественное доказательство".

 

В Генпрокуратуре настаивают на возвращении в УК нормы о конфискации. Причем там считают, что ее надо распространять не только на физических, но и на юридических лиц. Эта мера, по мнению Мыцыковой, может применяться к юридическим лицам за финансовые преступления, подкуп чиновников, отдельных политиков и целые политические партии.

 

И еще одна принципиальная инициатива, исходящая из правоохранительных органов, - необходимость объяснять и доказывать законность происхождения домов, яхт и прочего дорогостоящего добра предлагается переложить с государства на самого владельца движимого и недвижимого имущества.

 

Некоторые участники "круглого стола" в этой инициативе увидели угрозу для главного принципа правосудия - презумпции невиновности. Но по поводу конфискации разных мнений не было. Депутат Евгений Ройзман подтвердил ее эффективность собственным опытом борьбы с распространением наркотиков: "Для каждого цыгана-наркоторговца конфискация дома - самое больное".

 

"Конфискация имущества лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической, коррупционной, экономической и корыстной направленности, а также незаконный оборот наркотиков, должна стать эффективной законодательной мерой по их предупреждению и противодействию", - подвели итог своей дискуссии участники "круглого стола". Возвращение этой нормы в УК Российской Федерации, по их мнению, "полностью отвечало бы требованиям ряда международных соглашений и договоров", в которых участвует Россия. Поэтому необходимо, считают депутаты, ученые-правоведы, представители правоохранительных органов, обсуждавшие проблему на "круглом столе", уже в этом году ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года.

 

О коррупции, поразившей разные властные структуры России - от Москвы до самых до окраин, говорили вчера и на другой дискуссии, состоявшейся на Охотном Ряду, напрямую связывая мздоимство с терроризмом. Открывая "круглый стол" на тему "Правовое обеспечение социально-экономического развития субъектов Федерации Северного Кавказа как фактор решения проблем борьбы с терроризмом и экстремизмом", вице-спикер Госдумы, председатель парламентской Комиссии по проблемам Северного Кавказа Владимир Катренко сообщил, что уже сформулировано более 40 законодательных инициатив, направленных на ужесточение борьбы с терроризмом.

 

"Речь, в частности, идет о необходимости усиления уголовной ответственности за преступления, связанные с терроризмом, укреплении безопасности систем жизнеобеспечения граждан, а также безопасности потенциально уязвимых для террористов объектов, в том числе на транспорте". Парламентарии будут совершенствовать миграционное законодательство, попытаются поставить законодательный барьер на пути финансовых потоков, питающих терроризм.

 

Однако, на взгляд участников этого "круглого стола", трудно рассчитывать на успех в борьбе с терроризмом, не создав условия, в том числе и правовые, для укрепления социально-экономического положения республик Северного Кавказа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...