Перейти к содержанию

"Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона


Рекомендуемые сообщения

КИТ МЭЛТОН И ЕГО МУЗЕЙ "ШПИОНСКОЙ ТЕХНИКИ"

 

В любой области человеческой деятельности рано или поздно наступает момент, когда сумма накопленных знаний и совокупный объем их материального воплощения требует создания соответствующего музея. И музеев на земле великое множество, причем, самых разнообразных: по своей направленности, по форме подачи материала, наконец, по величине, как самой экспозиции, так и здания.

 

Настало время и нашему журналу в полном соответствии с его тематикой уделить некоторое внимание музеям техническим или, скорее, политехническим. Здесь диапазон также необычайно широк: от “классического” Московского политехнического до модернистского Эволюона — частного музея, принадлежащего голландской фирме Филипс. Его здание напоминает летающую тарелку, приземлившуюся при въезде в город Эйндховен, где и расположена штаб-квартира этой гигантской корпорации.

 

По понятным причинам, наш интерес обращен на музеи специфические, а именно музеи “специальной техники”. Насколько нам известно, они есть в каждой уважающей себя крупной спецслужбе. Наверняка многим из наших читателей в свое время посчастливилось побывать в музеях погранвойск, МВД, ФСБ и даже СВР... Подобные экспозиции есть и в ЦРУ, ФБР и АНБ. Но все они, как правило, являются ведомственными, закрытыми для обычных посетителей: только для “посвященных”: для своих и тех “кому можно”.

 

Но, оказывается, на юге Соединенных Штатов в штате Флорида есть удивительный частный музей, словно специально созданный для того, чтобы мы о нем рассказали: “Музей истории шпионской техники” Кита Мэлтона (H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA).

 

Его создатель и хранитель — Кит Мэлтон, американский бизнесмен, хозяин целой сети ресторанов “быстрого питания” на юге США. Но помимо этого у него есть очень оригинальное хобби: за многие годы он собрал не имеющую себе равных коллекцию шпионского оборудования и приспособлений, литературных источников и документов, посвященных известным разведчикам и знаменитым шпионским операциям. Со временем его коллекция превратилась в настоящий музей, где наряду с миниатюрным шпионским фотоаппаратом, умещающимся в спичечном коробке, представлена одноместная подводная лодка для проведения специальных операций в прибрежных водах противника.

 

Выпускник Военно-морской Академии США, Кит Мэлтон отслужил положенное и после выхода в отставку стал военным историком и экспертом в области специальных технических средств, применявшихся разведками различных стран. Он оказал существенную помощь авторам многих исторических и справочных изданий, предоставляя экспонаты своего музея в качестве наглядной иллюстрации столь необычного рода деятельности, какой является разведка.

 

В настоящее время он — общепризнанный авторитет в области истории “шпионской” техники. В 1991 году Кит Мэлтон был консультантом известного телевизионного сериала “Шпионы”, двадцать шесть серий которого были показаны в России по каналу НТВ в апреле этого года. В 1997 году известный образовательный канал Дискавери выпустил еще один сериал — “Война шпионов”, консультантом которого был также Кит Мэлтон.

 

Он член Коллегии советников Национального исторического музея разведки в Вашингтоне, консультант ЦРУ, Министерства обороны и Музея криптографии Агентства национальной безопасности США по вопросам истории технических средств разведки, активный участник многих советов, в той или иной степени связанных с историей разведки.

 

Наконец, Кит Мелтон — автор четырех увлекательных богато иллюстрированных книг по истории технических средств разведки, высоко оцененных специалистами разных стран:

 

1. Специальное оружие и оборудование ЦРУ

2. Специальное оружие и оборудование OSS* — технические средства шпионажа второй мировой войны

3. Тайная война — оружие и оборудование SOE** и OSS

4. “Последняя” книга о шпионаже (Ultimate Spy Book) ***

 

Примечание:

 

* OSS — Управление Стратегических служб, предшественник Центрального разведывательного управления.

** SOE — Британское управление специальных операций.

*** Термин “Ultimate” — можно перевести, как последний. Однако более точно идею автора отражал бы более пространный перевод: окончательный или исчерпывающий на момент рассмотрения.

 

В предисловии к последней книге бывший директор ЦРУ Уильям Колби особо отметил ее ценность и назвал Кита Мэлтона одним из самых выдающихся коллекционеров технических средств разведки. Он также выразил глубокую признательность автору за то, как тот достойно и всеобъемлюще представил широкой публике профессию разведчика.

 

Другой бывший шеф ЦРУ — Ричард Хелмс в свое время писал в предисловии к третьей книге К. Мэлтона:

 

С появлением новых технологий старые устройства выходят из употребления и, зачастую, предаются забвению. Мы находимся в долгу перед Китом Мэлтоном, по существу частным лицом, за время, потраченное им на поиск и приобретение этих произведений инженерного искусства, которые в настоящий момент оказались собранными в его замечательной частной коллекции.

 

Благодаря усилиям г-на Мэлтона эти, как правило, удивительные и, зачастую, уникальные приборы и приспособления, когда-то строго засекреченные, теперь широко представлены на страницах его книг с подробными описаниями и иллюстрациями. Предлагаемое издание (имеется в виду 3-я книга) — результат упорной 17- летней работы Кита Мэлтона по спасению от исчезновения или забвения хитроумных технических устройств, которым вверяло свою судьбу столько сотрудников разведки. За это он заслуживает большой признательности людей и, в особенности, тех, кто когда-либо работал с этими приборами.

 

Такого же мнения и многие наши специалисты, ветераны российской (читай: советской) внешней разведки: Кит Мэлтон с присущим ему упорством делает очень важное дело — спасает от забвения и разрушения материальные свидетельства такой противоречивой и такой интересной области человеческой деятельности, какой является разведка. Ведь многие экспонаты его замечательного музея аккумулировали талант выдающихся ученых и инженеров своего времени. Зачастую оригинальность идей и мастерство исполнения могут поспорить с хитроумными “игрушками” легендарного Мистера Q — специалиста по “оперативной технике”, экипировавшего самого Джеймса Бонда!

 

Во время одного из своих визитов в Москву господин Мэлтон откликнулся на нашу просьбу и любезно разрешил ознакомить читателей нашего журнала с уникальным собранием “шпионской техники” на основе материалов упомянутых выше книг и его увлекательных рассказов об экспонатах этого удивительного музея.

 

С этого номера наш журнал начинает серию статей о специальных технических средствах, собранных Китом Мэлтоном. И первую из них мы посвящаем его любимому детищу “шпионским” фотоаппаратам и различным принадлежностям к ним.

 

Кит Мэлтон. “Последняя” книга о шпионаже (Ultimate Spy Book)

 

Правителям и военачальникам всех времен требовалась информация о сильных и слабых сторонах их врагов, о намерениях их противников или соперников. По этой причине разведка (или шпионаж, если хотите) имеют столь же долгую историю, что и сама цивилизация. Еще пять веков до нашей эры древний китайский стратег Сан Цу писал в своей классической книге “Искусство войны” о большом значении разведки и разведывательных сетей в стане противника. Даже в Библии содержится более сотни упоминаний о шпионах и случаях сбора разведывательной информации.

 

В XVI — XVII веках правители европейских монархий в борьбе за сохранение и упрочение своей власти буквально погрязли в интригах. Образовался институт иностранных посольств, от которых требовали не только исполнения официальных представительских функций, но и сочетания их со шпионажем и подрывной деятельностью. Созданные в то время разведывательные службы с большой эффективностью использовались такими выдающимися политиками, как кардинал Ришелье во Франции (1585 — 1642) и сэр Фрэнсис Волсингем в Англии (1537 — 1590)

 

Не смотря на постоянный технический прогресс, “технология” шпионажа по сути своей мало изменилась со времени эпохи Возрождения: для достижения успеха агент должен, прежде всего, получить доступ к секретной информации, затем похитить или скопировать ее. После этого надо незамеченным выбраться “на волю”, установить контакт со своим “куратором” и передать ему добытые материалы.

 

Политические, мировоззренческие и культурные изменения, происходившие в то время в Европе, стимулировали развитие “технологии” сбора разведывательной информации. Интересно, что основные принципы так называемых “многоалфавитных” шифров, сложившиеся в течение XV века, продолжали использоваться даже в начале XX столетия.

 

С тех пор технические средства и методы шпионажа достигли такого совершенства, о котором старые разведчики не могли даже мечтать.

 

Были созданы разнообразные хитроумные аппараты и приспособления: от подслушивающих устройств и аппаратов для негласной фотосъемки, до связного и шифровального оборудования, контейнеров, тайников, отмычек и даже специального оружия. Весь этот арсенал может быть легко спрятан или замаскирован, обеспечивая тем самым безопасность разведчика. Более того, даже после нахождения в тайнике в течение нескольких лет он остается вполне работоспособным.

 

А поскольку во второй половине XX века кадровым сотрудникам разведки и их агентам приходится действовать в исключительно сложных условиях, для них порой специально разрабатываются уникальные изделия.

 

Со времени своего изобретения в середине XIX века фотография неизменно играла важную роль в процессе получения разведывательной информации. И ее значение постоянно возрастало. Шпионы применяли фотоаппараты для съемки людей и военных объектов, секретных документов и чертежей, всего того, что представляло интерес для разведки. При этом успеха можно достичь лишь в том случае, когда съемка производится скрыто, незаметно для окружающих. Для этих целей требовались малогабаритные фотокамеры, легко поддающиеся камуфлированию, и, тем не менее, обеспечивающие получение фотографий высокого качества.

 

В своей деятельности разведывательные службы применяли фотоаппараты трех основных типов, каждый из которых соответствовал решению определенной задачи:

 

• миниатюрные фотоаппараты

• аппараты для негласной фотосъемки, закамуфлированные в предметах обихода

• аппараты для съемки документов

 

Миниатюрные фотокамеры.

 

Миниатюрные фотокамеры всегда широко использовались разведывательными службами. Достаточно малогабаритные, чтобы уместиться в ладони, миниатюрные фотокамеры могли быть приспособлены для решения самых разнообразных задач. Помимо общей фотографии* большинство из них могли применяться как в процессе скрытого наблюдения, так и для репродуцирования документов. Для облегчения камуфлирования в некоторых из них даже отсутствовал видоискатель, и нацеливание на объект производилось инстинктивно, благодаря мастерству оператора.

 

Примечание:

 

* под общей фотографией здесь понимается фотосъемка натурных объектов: людей и отдельных предметов, пейзажа, различных зданий и других сооружений, транспортных средств и т.п. — всего, что обычно фотографируют профессионалы и любители без применения специальной аппаратуры.

 

Самой знаменитой среди миниатюрных фотокамер и самой успешной по своему практическому применению, несомненно, является Minox. И, хотя первоначально он не предназначался для шпионажа, совершенство его конструкции, превосходная оптика, малые размеры сделали Minox исключительно подходящим для этих целей. Многочисленные принадлежности, выпущенные для него, позволяли использовать его как для копирования документов (репродукции), так и для объектовой съемки в сочетании с различными прикрытиями (камуфляжем).

 

Другим примером коммерчески производимых миниатюрных фотоаппаратов были: японский аппарат “Echo-8” в корпусе зажигалки и фотокамера выдающегося конструктора Р.Штайнека в виде ручных часов. Они активно использовались западными разведками в период “холодной войны”.

 

Но еще во время второй мировой войны под давлением обстоятельств, а также для решения особых задач службы разведки многих стран разрабатывали специальные миниатюрные камеры собственной конструкции, например, во Франции и США были созданы фотоаппараты “в спичечном коробке”.

 

Камуфлированные фотоаппараты.

 

Зачастую агентам и разведчикам нужны фотокамеры, которые позволяли бы им снимать объекты их заинтересованности незаметно для окружающих. Подобные аппараты могут быть спрятаны в различных бытовых предметах, например ручных сумках. Они могут быть также размещены на теле шпиона, а объектив скрыт за имитацией пуговицы или заколки для галстука. В этом случае спуск затвора производится из кармана верхней одежды при помощи дистанционного управления.

 

Примерами таких камер, широко применявшихся спецслужбами, являются советский F21 и западногерманский Robot. Оба аппарата были разработаны на основе довоенной немецкой конструкции и использовали пружинный двигатель для привода механизма. Многочисленные прикрытия были созданы как самими спецслужбами, так и производителем аппарата Robot.

 

Фотоаппараты для съемки документов.

 

Аппараты для репродуцирования документов могут быть выделены в отдельный класс. Некоторые из них изготавливались индивидуально по специальным заказам, другие производились фотографической промышленностью и комплектовались различными принадлежностями. При необходимости для съемки документов использовался и обычный фотоаппарат, но для достижения приемлемых результатов требовались соответствующие знания и навыки в области фотографии.

 

Большинство шпионов применяли для репродукции документов специальные наборы принадлежностей, размещенные в неприметных коробках или чемоданах. Обычно, эти аппараты были рассчитаны на использование людьми, не обладавшими серьезной фотографической подготовкой.

 

В свое время для съемки документов специалистами КГБ был создан такой маленький фотоаппарат, что его размеры оказались сравнимыми с кассетой для пленки от аппарата Minox. Понятно, что его легко можно было пронести незаметным на охраняемый объект. Позднее там же была создана оригинальная фотокамера, которой как кистью проводили по документу и таким образом производили его репродуцирование.

 

Камуфлированные фотоаппараты.

 

Как правило, шпионы использовали камуфлированные, скрыто установленные в различных предметах, аппараты для негласного фотографирования. Такой аппарат можно было спрятать под одеждой разведчика или замаскировать под какой-либо бытовой предмет. Помимо аппаратов, имевших одно единственное прикрытие, были фотокамеры, которые допускали камуфлирование в самых различных бытовых предметах. Так для аппаратов Tessina, Robot и F 21 имелись целые наборы прикрытий.

 

Для негласной фотосъемки могут использоваться и обычные фотоаппараты, но в сочетании со специальными приспособлениями, маскирующими зрачок объектива. Примером такого прикрытия может быть номерной знак автомобиля, некоторые элементы которого выполнены полупрозрачными — закрыты специальной стеклянной пластинкой.

 

Модифицированная крышка объектива фотоаппарата “Лейка”

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/1/Image2.jpg

Фотоаппарат “Лейка”

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/1/Image1.gif

Крышка объектива с прорезью для скрытого фотографирования

 

Слово “Лейка” (Leica) на обычной крышке объектива было прорезано. Это позволяло фотографировать объекты, не снимая ее с объектива, и у окружающих создавалось впечатление, что аппаратом не пользуются.

 

Фотоаппарат Tessina* в сигаретной пачке.

 

Популярная у спецслужб всего мира швейцарская фотокамера Tessina, пожалуй, самая миниатюрная 35 мм фотокамера с мотором перемотки пленки. Она умещается в стандартной сигаретной пачке. Для прикрытия обычно используют сигареты, наиболее распространенные в данной стране и в районе предполагаемого фотографирования. Специальная металлическая рамка (своеобразное шасси) обеспечивает правильное положение объектива относительно сетки из микроскопических отверстий в боковой стенке пачки. Через нее и выполняется съемка. Спуск затвора производится нажимом в определенном месте на боковую стенку пачки, при этом может быть сделано до 10 снимков, после чего потребуется подзавод пружинного двигателя.

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/1/Image3.jpg

Фотоаппарат Tessina

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/1/Image4.jpg

Камуфляж в виде пачки сигарет

 

Примечание:

 

* Фотоаппарат Tessina был сконструирован тем самым Рудольфом Штайнеком, который еще в конце 40-х годов создал фотокамеру в наручных часах. Подобно швейцарским часам, Tessina отличалась высокой точностью и надежностью, о чем хотя бы говорит 5-тилетняя гарантия производителя. По материалам тестов, проведенных авторитетным американским журналом Popular Photography, миниатюрная Tessina превзошла все ожидаемые результаты для аппаратов такого класса. Не удивительно, что в 1990 году фотокамера, сконструированная более 30 лет назад, продавалась по предварительному заказу за 500 долларов США при сроке поставки 9 месяцев!

 

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/1/Image5.jpg

Фотоаппарат Tessina, закамуфлированный в книге.

 

Корпус аппарата Tessina достаточно мал, чтобы его можно было спрятать внутри книги средней толщины, вырезав для этого соответствующую нишу в страницах с текстом. Съемка производилась через отверстие, сделанное в обрезе книги. Спуск затвора осуществлялся нажимом на боковую стенку переплета.

 

Технические характеристики аппарата Tessina

 

Год выпуска 1957

Объектив Tessinon 2,8/25 мм, угол поля зрения 53°

Размер негатива 14х21 мм

Используемая пленка 35 мм в специальных кассетах

Затвор 1/2 - 1/500 сек

Перемотка пленки Пружинный мотор и взвод затвора

Габариты 63 х 51 х 25,4 мм

Масса- 140 гр

 

“Точка-58” — фотоаппарат в галстуке

 

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/1/Image6.jpg

 

Этот аппарат, созданный в КГБ, размещался на теле оператора и фотографировал через специальную булавку для галстука. В комплект входили две одинаковые булавки: через одну из них осуществлялась съемка, а вторая — использовалась повседневно. Сотрудник использовал вторую в качестве обычной булавки, чтобы окружающие привыкли к ее виду. При необходимости выполнить негласную фотосъемку он надевал фотоаппарат, при этом объектив маскировался первой булавкой. Аппарат приводился в действие пружинным мотором и был почти бесшумным.

 

Технические характеристики аппарата “Точка-58”

 

Размер негатива 8,5 х 11 мм

Используемая пленка 9,5 мм в кассетах типа “Minox”

Кассеты Типа “Minox” емкостью 50 кадров

Скорости затвора 1/10, 1/50, 1/150 и 1/400 сек

Перемотка пленки 27 кадров последовательно при помощи пружинного двигателя и взвод затвора

Габариты 83х30х15 мм

 

Фотоаппарат Robot

 

Фотоаппарат Robot, первые модели которого появились в 1934 году, приводился в действие пружинным двигателем и позволял выполнять последовательную съемку без необходимости взводить затвор и проматывать пленку после каждого кадра. Аппарат применялся во Второй мировой войне немецкими летчиками для регистрации результатов бомбометания, а также сотрудниками немецкой разведки. Благодаря указанной особенности и возможности камуфлирования в различных бытовых предметах аппарат “Robot” использовался спецслужбами как коммунистического блока, так западных стран в первые годы “холодной войны”.

 

Технические характеристики аппарата Robot

 

Время выпуска 1969

Объектив Xenon 40 мм f 1.9

Размер негатива 24 x 24 мм

Используемая пленка Обычная или специальная фотопленка формата 35 мм в зависимости от области применения, 50 кадров

Затвор Поворотного типа, 1/4 — 1/500 сек. и “В”

Перемотка пленки При помощи двигателя с двойной пружиной и взвод затвора

Дополнительные возможности Специальная модель с бесшумным мотором медленной перемотки пленки — изготавливается на заказ

 

Фотоаппарат Robot Star 50

http://www.bnti.ru/dbtexts%5Canalmat%5C2%5Cmelton/Image7.jpg

 

Фотокамера Robot Star 50 — представляет собой последнюю модель с механическим приводом, созданную на базе аппаратов Robot эпохи второй мировой войны. Он позволяет сделать до 50 снимков, а его короткофокусный объектив с большой глубиной резкости обеспечивает получение четких фотографий.

 

Продолжение материала о других "шпионских штучках" прошлого - здесь. Рассказывается о подслушивающих устройствах, средствах связи и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чем боялись испачкать руки советские разведчики?

Из истории специальной техники

 

Кит Мелтон, Вадим Шелков, Владимир Алексеенко

"Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона

(Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA)

 

Безопасность связи в разведке всегда была объектом особого внимания, и для её обеспечения спецслужбы оснащались лучшими рецептами тайнописи, стойкими шифрами, хитроумными быстродействующими радиопередатчиками и надежными контейнерами. В этот арсенал оперативной техники входили и микроскопы для чтения микрограмм - невидимых обычным путем секретных сообщений, которые начали активно использоваться в шпионаже еще несколько веков назад.

 

http://www.photohistory.ru/Pictures/Ger_dot_2.jpg

Создание микрограмм гораздо труднее их чтения и потому многие ученые-изобретатели еще в 19-ом веке пытались найти простой и доступный способ изготовления микросообщений размерами не более обычной черной точки в конце предложения. Видимо, именно такой размер и дал название "микроточка" одному из самых распространенных способов особо секретной связи, активно использовавшейся ведущими разведками в 20-ом веке и особенно в годы холодной войны.

 

Историки, изучающие архивы использования специальной техники, справедливо называют пионером микрофотографии английского изобретателя Джона Дэнсера, который первым изготовил в 1839 г. уменьшенное в 160 раз фотоизображение с обычного оригинала. А француз Рене Дагрон пошел дальше и приспособил этот фотопроцесс для создания большого количества микрописем и доставки их голубиной почтой в осажденный в 1870 г. немецкими войсками Париж. Неудивительно, что до 1890 года этот способ изготовления микрограмм считался французским военным секретом.

 

Эммануил Голдберг, талантливый инженер и ученый, изобретатель первой настоящей микроточки, родился в 1881 году в Москве, в семье немецкого военного хирурга. После окончания учебы в Московском университете Голдберг уехал в Германию, в Дрезден, где работал в оптической научной индустрии, в том числе на знаменитой фирме "Карл Цейс". В 1925 году Голдберг на международном фото конгрессе в Париже продемонстрировал прибор для получения микрограммы, который затем и составил основу всех известных методик изготовления шпионской микроточки.

http://www.photohistory.ru/Pictures/Pioneers-microdots.jpg

 

Читатель вправе задаться вопросом, а что же здесь сверхсекретного, если методика изготовления микроточки демонстрировалась широкой публике и многократно описывалась в научной литературе около ста лет назад?

 

Главным секретом агентурной связи с использованием микроточки - это сведения о точном месте хранения крохотного кусочка тончайшей пленки, который к тому же можно сделать полностью прозрачным перед отправкой. В прошлом веке чаще всего для упаковки микроточки использовались книги, открытки, письма, конверты и небольшие посылки, хотя инструкторы, обучая будущих разведчиков, рекомендовали также прятать микроточку в хлеб, песок, мыло, зубной порошок, воск, пластмассу и даже легкоплавные металлы. И этот список можно продолжить.

http://www.photohistory.ru/Pictures/Uranus_1.jpg

 

Даже если заранее предполагать, что в какой-то книге или посылке спрятана микроточка, трудно себе представить, насколько продолжительным и эффективным будет поиск крохотной прозрачной чешуйки размерами менее 1 кв.мм. Именно это считалось основой безопасности связи с использованием микроточки. Следует отметить, что микроточку можно было делать и гораздо меньшими размерами. Но специалисты оперативно-технических служб разведки справедливо полагали, что многие агенты, не имеющие профессиональной подготовки, не смогут надежно и уверенно работать с такими микроскопическими предметами. И потому наиболее ходовым размером для микроточки стал 1 кв. мм.

 

Гитлеровская военная разведка Абвер первой оснастила в конце 40-ых годов свои 30 резидентур довольно громоздкими стационарными, а также небольшими переносными (для транспортировки в ранце) установками для изготовления микроточек. Началась активная секретная связь с агентами, действовавшими в Западной Европе, Северной и Латинской Америке. Однако английской контрразведке с помощью агентов-двойников удалось узнать об этом и разработать систему поиска. Был организован перехват немецких микроточек на специальном пункте перлюстрации почтовой корреспонденции, действующем на Бермудах во время Второй мировой войны.

 

В 1941 г. шеф ФБР Эдгар Гувер был настолько потрясен, разглядев в микроскоп немецкую микроточку, что сразу уведомил американского президента, а затем и американскую прессу об успехе контрразведки, обнаружившей новый способ вражеской секретной связи. Однако историки спецслужб по другому оценивают этот факт, поскольку президенту США почему-то не сказали о содержании микрограммы, в которой большинство вопросов касались обороны военно-морской базы США в Пёрл-Харборе, подвергшейся впоследствии внезапной для США массированной атаке японских ВВС.

 

В послевоенный период все действующие и будущие сотрудники советской разведки, а нелегалы в первую очередь, должны были в обязательном порядке освоить все этапы изготовления микроточки, изучить различные способы, как надежно спрятать микроточку (крохотный кусочек прозрачного целлофана размерами менее 1 кв.мм) в стандартную почтовую открытку, конверт или другой подходящий по легенде предмет для отправки обычной почтой. Затем инструкторы давали задание найти и аккуратно извлечь микроточку из почтового отправления, проявить её, высушить и прочитать. Такой непростой экзамен сдавали и выдающиеся разведчики-нелегалы Абель, Молодый и Акопян. Во время изготовления светочувствительного слоя необходимо было использовать азотнокислое серебро, которое оставляло на пальцах трудно смываемые черные пятна. На такие необычно раскрашенные руки обратили бы внимание сотрудники таможни, эмиграционной службы, полиции и контрразведки, а также любопытные соседи. Чтобы облегчить и без того непростую жизнь разведчиков и агентов, их чаще всего снабжали упаковками целлофана, уже готового для изготовления микроточек.

http://www.photohistory.ru/Pictures/Zajigalka-microdot.jpg

 

Талантливый фотограф и художник Рудольф Иванович Абель сам готовил светочувствительные целлофановые слои для микроточек, как и супруги Хелен и Морис Крогеры, помощники легендарного резидента Лонсдейла-Молодого. Как рассказывал Ашот Абгарович Акопян, микрофотографией занималась его жена, хорошо знавшая импульсивный характер своего резидента-супруга, явно не подходящего для кропотливой и требующей большой усидчивости технологии изготовления микроточки.

 

Микротайнопись и микрофотография входили в набор оперативно-технических средств специальной связи ВЧК-ОГПУ-НКВД. Агентурный аппарат Коминтерна, курируемый военной разведкой Красной Армии, также обучался приемам изготовления микрограмм в специальных школах, через которые прошли и многие выдающиеся разведчики прошлого века, такие как Герой Советского Союза Рихард Зорге и легендарный генерал Маркус Вольф, создатель и руководитель разведки ГДР.

http://www.photohistory.ru/Pictures/Uranus_4.jpg

 

Активность использования микрофотографии в довоенный период сдерживала весьма сложная процедура приготовления светочувствительного слоя с высоким фотографическим разрешением, без чего микроточку невозможно изготовить. Изобретенный перед войной целлофан обратил на себя внимание своей прочностью и способностью впитывать химические растворы, не меняя своих оптических параметров. Советская разведка сразу взяла на вооружение целлофан, который стал активно использоваться в качестве основы для изготовления фоточувствительных пленок для микроточек. Этот материал как будто был создан специально для микрофотографии - ведь фото изображение формируется внутри целлофана, поверхность которого надежно защищает микрограмму не только от царапин, но и от воздействия кислот.

 

Спецслужбы также применяли целлофан и для более крупных микрограмм с размерами стандартного фото кадра 24х36 мм. Такая "мягкая пленка", как стали называть её многие разведки мира, свертывалась с помощью спички в крохотный рулончик, легко умещавшийся, например, внутри стержня шариковой авторучки или в торцевом отверстии дверного ключа, которое к тому же закрывалось штифтом с резьбой. Если во время хранения или транспортировки "мягкая пленка" была серьезно смята, она перед прочтением прекрасно распрямлялась в теплой воде.

http://www.photohistory.ru/Pictures/Uranus_2.jpg

 

Американская фирма Kodak даже выпускала специальную фотопленку Kodalith, которая существенно упрощала процесс изготовления микрограмм. Для этого с помощью бытового фотоаппарата с пленкой Kodalith фотографировался лист А4 с текстом или схемой. Затем фотопленка проявлялась и фиксировалась обычным способом, а затем промывалась в … горячей воде, после чего можно было отделить тонкий фотослой с изображением от подложки. "Мягкую пленку" Kodalith также можно было спрятать в различные бытовые предметы и потому многие разведки мира активно использовали Kodalith для связи со своими агентами. Однако "мягкие пленки" Kodalith нельзя было сделать прозрачными и потому микрограммы из целлофана обладали большим оперативным преимуществом - их можно было полностью обесцветить, что позволяло, например, разместить микрограмму (и не одну) на целлофановой упаковке стандартной пачки сигарет, целлофановой обертке сигары, книги и др.

http://www.photohistory.ru/Pictures/CIA_md.jpg

 

Существенным преимуществом связи с помощью микроточек считалось доступность всех компонентов процесса изготовления. Химические реактивы можно было купить в любой аптеке и фотомагазине, а целлофан уже 50 лет является самым ходовым упаковочным материалом.

 

Однако прочитать микроточку можно было только с помощью микроскопа или специальных приспособлений, которые приходилось хранить в тайниках или контейнерах. Шпионы-коллекционеры имели преимущество, используя для чтения микроточки специальные филателистические лупы с увеличением от 20 до 40 крат, которые они уже не прятали.

 

Во время проявления и чтения микроточек необходимо было соблюдать меры предосторожности. Ветераны рассказывали об одном случае, когда в оперативно-техническом отделе КГБ извлекли из открытки полученную от агента микроточку, проявили её и аккуратно положили на просушку, после чего сотрудники закурили и расслабились. Один из них неожиданно чихнул и … микроточку так и не нашли после долгих поисков всем отделом. Читателю представляется возможность пофантазировать, что же было потом…?!

 

Более подробно об истории микроточки и микрофотографии в целом можно будет узнать из новой книги "Микрофотография", которая готовится к изданию в 2007 году.

 

Документальные материалы и фотографии предоставлены частным музеем Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA. Авторы благодарят г-на Детлева Врейслебена (Германия) за фотографии спецтехники МГБ ГДР, использованные в этой статье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...