Перейти к содержанию

Новый экспертный орган намерен отправлять ...


Рекомендуемые сообщения

Новый экспертный орган намерен отправлять фиктивных банкротов за решетку

 

Юлия Проскурякова

Российская газета

Минэкономразвития предлагает создать экспертный орган, который будет иметь узкую специализацию, - проведение комплексной проверки финансово-экономической экспертизы в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

 

Такое предложение было озвучено на последнем заседании Экспертно-консультативного совета по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Минэкономразвития России. Напомним, что в рамках действующего законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается как правонарушение и преступления, предусмотренные КоАП РФ (ст.14.12 и 14.13) и Уголовным кодексом РФ (ст. 196-197). Однако, как пояснили в министерстве, за последние 6 лет статьи 196-197 УК РФ практически не применяются. Обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) носят единичный характер. А отсутствие достаточных доказательств при определении виновности лиц привело к тому, что не более 5 процентов дел, возбуждаемых по указанным составам, заканчивалось вынесением обвинительного приговора.

 

Причиной этого минэкономразвития считает сложность доказывания причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействиями) и их последствиями, в частности между совершенной сделкой или совершением нескольких сделок и банкротством. Одним из основных доказательств в этой категории дел является экспертиза, определяющая наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Именно она определяет наличие или отсутствие самого события преступления.

 

В настоящее время судебная экспертиза проводится экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел (МВД России) и Российским федеральным центром судебной экспертизы Минюста России и его региональными центрами судебной экспертизы. Но загвоздка состоит в том, что определение наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства предполагает проведение комплексной финансово-экономической экспертизы. А это сегодня затруднительно, так как действующая система экспертных учреждений не предполагает проведение такой экспертизы. Поэтому минэкономразвития предлагает создать экспертный орган, который будет уполномочен на ведение деятельности по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и дачу соответствующих заключений.

 

Предполагается, что работа в специализированном экспертном органе бухгалтеров, аудиторов, специалистов рынка ценных бумаг, экономистов-отраслевиков, юристов, криминалистов и технических специалистов в различных отраслях, оценщиков позволит укрепить и развить институт финансово-экономической экспертизы в России, существенно повысит качество ее проведения, сформировать специализированные базы данных.

 

Как считают в минэкономразвития, для судопроизводства по делам о банкротстве создание такого экспертного органа весьма значимо, поскольку именно в таких процессах велика роль и значимость судебной комплексной финансово-экономической экспертизы. Весьма часто в делах о банкротстве или в связи с такими делами возникают вопросы убытков, размер которых необходимо адекватно и компетентно оценить, привлечения какого-либо к солидарной или субсидиарной ответственности, для чего необходимо проведение экспертизы для установления значимости тех или иных действий для определенного рода последствий.

 

Экспертный орган в соответствии с действующим законодательством в данный момент может быть государственным и негосударственным. Однако в министерстве придерживаются мнения, что негосударственная экономическая экспертиза сегодня не востребована. Поэтому на текущем этапе предпочтительна государственная форма и экспертный орган может быть создан (учрежден) в организационно-правовой форме государственного (федерального) учреждения. Далее при создании такого учреждения определяется федеральный орган исполнительной власти, к чьей компетенции будет отнесено руководство текущей деятельностью, включая определение профиля деятельности, экспертного органа в области экономики, а также определение профиля деятельности.

 

На взгляд минэкономразвития, профильным федеральным органом исполнительной власти могли бы являться Министерство юстиции РФ либо Министерство экономического развития и торговли РФ. Более того, в силу отсутствия запрета на функциональное подчинение экспертных учреждений двум или более федеральным органам исполнительной власти, допустимо создание экспертного учреждения в области экономики при совместном профильном регулировании со стороны и Минюста России, и Минэкономразвития России.

 

Кстати, хотелось бы отметить, что государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, органов государственной власти, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам. Соответственно статус экспертного органа, созданного для целей обеспечения публичного интереса в уголовном и административном судопроизводстве, не будет препятствовать в реализации смежных задач по обеспечению судопроизводства в гражданских делах.

 

Также на данный орган может быть возложено проведение внесудебной экспертизы по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством), например, оценку реалистичности планов внешнего управления или мирового соглашения, обоснованности планов досудебной санации, что позволит государству как кредитору принимать в отношении должников обоснованные решения как до возбуждения дела о банкротстве, так и в процедурах банкротства.

 

Предлагаемые настоящей концепцией изменения, по мнению разработчиков, устранят существующие проблемы в реализации положений законодательства о банкротстве, создаст правовые условия для ведения деятельности по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и дачу соответствующих заключений специально уполномоченным на то органом, а также позволит усовершенствовать саму процедуру выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

 

Помимо данного вопроса минэкономразвития также предложило внести изменения в Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. Также разработаны рекомендации по определению размера вознаграждения арбитражного управляющего для голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства на собраниях кредиторов.

 

Проверка на фиктивность

 

В рамках комплексной финансово-экономической экспертизы предполагается:

 

1) установление причинно-следственной связи (мотива преступления) в соответствии со ст. 196-197 Уголовного кодекса РФ;

 

2) установление причинно-следственной связи между действиями учредителей (участников) должника, собственника имущества должника и наступлением банкротства (ст. 9, 10 Закона о банкротстве, ст. 56 ГК РФ);

 

3) анализ сделок и оценка равноценности встречного удовлетворения, оценка стоимости имущества и имущественных прав, передаваемых сторонами по сделке;

 

4) адекватность вознаграждения арбитражному управляющему;

 

5) определение достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, в том числе до подачи заявления о банкротстве;

 

6) определение величины убытков, нанесенных кредиторам, акционерам, собственникам имуществ, хозяйственному обществу, в отношении которого возбуждено заявление о банкротстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...