interceptor Опубликовано 10 января, 2008 Поделиться Опубликовано 10 января, 2008 О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Внесен в Государственную Думу первым заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Гусевым В.К. 1. Законопроектом предлагается внести в Федеральный Закон №171-ФЗ от 22.11.1995г. (с последующими дополнениями и изменениями) следующие изменения: a) Дополнить п. 1 ст. 5 Федерального закона положением о предоставлении органам государственной власти субъектов РФ полномочий по созданию специализированной уполномоченной государственной компании и предоставления ей исключительного права продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания) на территории соответствующего субъекта РФ; b) Пункт 1 ст. 16 Федерального закона: «Поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий» изложить в новой редакции: «Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в порядке, определяемом субъектами РФ». Цели госмонополии, предлагаемой в рассматриваемом законопроекте. В качестве основной проблемы, которую призвана решить госмонополия на розничную торговлю, обозначена проблема защиты российского алкогольного рынка от фальсифицированной продукции, наносящей урон как интересам потребителей, в первую очередь, так и интересам производителей и продавцов легального алкоголя. Целями введения госмонополии Законопроект ставит: - Исключение теневого оборота алкогольной продукции; - Регулирование цен на алкогольную продукцию; - Контроль за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции; - Обеспечение недискриминационного доступа производителей в магазины. 2. Опыт зарубежных стран и России в установлении государственной монополии на розничную продажу алкоголя: Исторический опыт установления государственной монополии на розничную реализацию алкогольной продукции ценен как в плане прогнозирования эффективности госмонополии с учетом возможных последствий введения такой меры ещё на стадии принятия решения о ее введении. Для оценки эффективности государственной монополии необходимо понимать, в каких конкретных исторических условиях и в каких целях вводилась монополия в той или иной стране, как на практике были реализованы поставленные цели, каковы были её результаты в целом, какие возникли «побочные», как позитивные, так и нежелательные результаты установления монополии. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, за основу законопроекта взят опыт установления госмонополии в России, а также опыт других государств: - опыт государственной питейной монополии в России в конце 19 века; - опыт государственной монополии в советское время; - опыт Швеции; - опыт Финляндии. Итак, государственная монополия на розничную продажу введена в Финляндии, Канаде, Исландии, Швеции, некоторых штатах США. В продовольственных магазинах этих стран, как правило, можно купить только некрепкое пиво. Остальной алкоголь продается в специализированных магазинах, которых, к примеру, в Швеции около 400 на всю страну. В Канаде и США действует не государственная, а региональная монополия на продажу спиртных напитков. В США из 18 штатов, где существует госмонополия на оптовую торговлю алкоголем, в 13 она включает и розничную торговлю. Алкогольная политика Швеции характеризуется следующим: - основополагающей идеей установления в Швеции государственной монополии на розничную торговлю алкоголем является то, что не должно быть частной заинтересованности в продаже алкоголя. Стремление частных компаний получить прибыль от продажи алкоголя стимулирует активный маркетинг и увеличение вследствие этого потребления алкоголя. В этом смысле частный интерес должен быть ограничен в социальных целях. - государственная монополия на розничную торговлю в Швеции имеет давние традиции и действует ещё с 1800-х годов; - монополия имеет свою лабораторию, где проверяются не только новые образцы, но и регулярно тестируются зарекомендовавшие себя марки; - монополия нейтральна по отношению к маркам напитков и располагает широким диапазоном продукции, определяемым потребительским спросом. Отсутствует дискриминация по странам, группам (видам) продукции или маркам; - между работниками и магазинами монополии проводятся соревнования для оценки показателей качества их работы. Качество работы оценивается по критериям: настолько доволен магазин и насколько доволен персонал, а также насколько были соблюдены все ограничения по продаже алкоголя; - стратегия сокращения потребления алкоголя населением основывается на сочетании мер по уменьшению доступности алкоголя и мер, ограничивающих его спрос. Такими мерами являются следующие: - меры ограничения доступности алкоголя по цене: поддерживается высокий уровень цен на крепкие спиртные напитки: цены на вино приемлемые 4-8 евро за пол-литра, на пиво повышенные по сравнению с Данией, Германией, а вот цена на крепкие напитки в 2-5 раз выше, чем в остальной Европе (около 30-40 евро за литр водки), но дешевле, чем в Норвегии; - ограничение доступности алкоголя по времени продажи: законодательством Швеции установлен запрет на продажу алкоголя после часу ночи, а также по воскресениям. Обычное же время работы этих магазинов по будням с 9 до 20 часов (с 10 до 19 часов), по субботам с 9 до 14 часов, по воскресеньям и праздничным дням такие магазины закрыты; - ограничение доступности алкоголя по месту продажи: спиртные напитки крепостью свыше 3,5% продаются без ограничений по количеству только в специализированных магазинах государственной сети Systembolaget (один магазин на населенный пункт, в больших городах обычно один на 20-30 тысяч населения), а также в частных барах и ресторанах; - ограничение доступности алкоголя в зависимости от покупателя: алкоголь не продается лицам моложе 20 лет, в барах и ресторанах – лицам моложе 18 лет, а также лицам, находящимся в нетрезвом виде; - количественные ограничения: установлены квоты на импорт алкоголя для личного потребления; - основной мерой по ограничению спроса на алкоголь является запрет на рекламу алкоголя, ориентированную на широкую публику. Реклама допускается только в точках продажи алкоголя - в магазинах монополии и ресторанах; - кроме того, на уменьшение спроса на алкоголь направлены меры по информированию, просвещению, формированию общественного мнения и меры медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом. Дополнительные социальные меры принимаются в отношении таких групп риска, как молодежь, дети алкоголиков и группы с высоким потреблением алкоголя; - за деятельностью баров и ресторанов по продаже алкоголя осуществляется строгий контроль - в Швеции установлен запрет на самогоноварение. Проблемы, с которыми столкнулась Швеция, обусловленные наличием монополии на продажу алкоголя в стране: 1) значительное сокращение поступлений в бюджет от продажи алкоголя в связи с установленным в соответствии с решением суда ЕС запретом на существующее ограничение импорта спиртного. Вынужденное увеличение квоты на ввоз спиртного стимулировало приобретение гражданами Швеции алкоголя в соседних странах, а также заказы алкоголя по Интернету. Так, в январе 2004 года за рубежом алкогольной продукции было приобретено на 85% больше, чем за год до этого, а к марту 2005г. импорт удвоился. На ослабление системы монополии в Швеции также повлияло вступление в ЕС новых государств, где установлены более дешевые цены на алкоголь, а также снижение Финляндией и Данией ставок акцизов на алкоголь; 2) несмотря на существующий запрет, в Швеции существует культура самогоноварения. Несмотря на вышеозначенные проблемы, государственная монополия в Швеции за 200 лет принесла свои положительные результаты: прирост потребления населением алкоголя с момента установления монополии за период её активного действия сократился, кроме того, благодаря монополии на территории Швеции реализована жесткая система контроля качества реализуемого алкоголя. В России государственная монополия на алкоголь вводилась неоднократно: Первая русская водочная монополия была введена в 1474 году Иваном III, а при Иване Грозном открылись "царевы кабаки". Эта монополия продержалась до Смутного времени. Следующую монополию ввели при царе Алексее Михайловиче. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра I. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией - кроме помещиков, производить водку могло только государство. Очередная оптовая монополия (при сохранении частной розницы) была введена в 1819 году Александром I, после чего она была отменена Николаем I, взамен монополии были введены откупы и акцизы. Акцизная система была выгодна для бюджета, но сопровождалась ростом некачественного алкоголя и отравлений. Следующая монополия была введена в 1894 году Николаем II, повелевшим навести порядок с производством и алкоголем в стране. В результате этого за шесть первых лет количество суррогатных отравлений снизилось на четверть, а к 1900 г. доходы от продажи водки составили 28% бюджета. Однако стремление государство за счет продажи водки пополнить казну повлекло рост спаивания населения. Советская монополия на водку была введена в 1924г. и оставалась одним из важных источников пополнения советского бюджета. Антиалкогольная компания 1985г. не решила проблему алкоголизации населения, но вызвала рост самогоноварения и инфляции. В 1992г. Президент Российской Федерации Ельцин Б.Н. издал указ об отмене государственной монополии на водку, что привело к массовому потреблению суррогатов. По России прокатилась волна отравлений, смертность от водки резко увеличилась. Процент поступлений в бюджет от водки сократился до 2% против 5-6% в советский период. Через год президент отменил собственный указ. По настоящее время государственной монополии на производство и продажу алкоголя в России нет. Как видно из истории введения монополии на алкоголь в царской России, установление государственной монополии ограничивало поток суррогатного товара на рынок и, как следствие, массовые отравления, а также повышало доходы бюджета. В то же время, говорить о решении проблемы алкоголизации населения, а именно тех групп населения, которые уже страдают алкогольной зависимостью, не приходится, так как при вводе ограничений на доступность алкоголя по месту, количеству и цене продажи население переходит, по возможности, на другие доступные и дешевые источники: наблюдается рост самогоноварения, производства и потребления различных спиртосодержащих жидкостей. Монопольная политика Швеции, нацелена на ограничение потребления населением алкоголя, о чем свидетельствуют установленные меры по ограничению доступности спиртного по цене, месту, времени, возрасту, рекламному продвижению и т.д., а также на социальные мероприятия, ориентированные на группы риска. Отметим, что по мере ослабления монопольной системы на алкогольном рынке Швеции и вынужденного увеличения квот на импорт алкоголя, население переключилось на покупку алкоголя в соседних государствах, чему способствует географическое положение страны и прозрачность европейских границ. Ограничение доступности алкоголя, которое достижимо при установлении монополии – палка о двух концах: с одной стороны, ограничение доступности алкоголя служит превентивным фактором, сдерживающим алкоголизацию населения за счет тех, кто ещё не попал в алкогольную зависимость. С другой стороны, как показал опыт алкогольного кризиса 2006г. в России, перерыв в доступности алкоголя для каждого населенного пункта вызвал потребление лицами, страдающими алкогольной зависимостью, различных суррогатов и непищевых жидкостей и массовые отравления – вспышку токсического панкреатита. 3. Обозначим в общих штрихах ситуацию на российском алкогольном рынке, на фоне которой предлагается законопроект Легальность рынка Нелегальное производство и оборот вин и спиртных напитков составляет в среднем по стране 40%; Государство недобирает около 100 млрд. рублей акцизов и других налогов; Нелегальная продукция в основном реализуется населению через систему розничной торговли; По распределению полномочий розница регулируется субъектами РФ; Субъекты Российской Федерации не имеют эффективных рычагов для наведения порядка в рознице. Качество продукции Рынок наводнен фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукцией и суррогатами алкоголя в виде различных спиртосодержащих жидкостей. От них ежегодно умирает около 40 тыс. человек. Государственное регулирование Алкогольный рынок России регулируется многочисленными федеральными и региональными министерствами и ведомствами: Минфином и ФНС, Минэкономразвития и ФТС, Роспотребнадзором и Ростехрегулирования, МВД и их региональными органами; Нет министерства, ответственного в целом за координацию деятельности различных ведомств и в целом ответственного за ситуацию на алкогольном рынке; В результате действующие законы, регулирующие алкогольный рынок, сами по себе несовершенны и к тому же плохо администрируются; Президенту и Правительству страны не через кого провести в жизнь четкую политическую волю в этой сфере; Нет национальной алкогольной политики в сфере государственного регулирования производства алкоголя, его оборота и культивирования здорового образа жизни населения; Вот на этом фоне внесен рассматриваемый законопроект. Розничные продажи алкоголя, безусловно, надо упорядочивать и роль субъектов РФ в этом деле надо повышать, но для этого нужны эффективные, комплексные решения. 4. Декларируемые позитивные результаты принятия законопроекта. Прибыль будет поступать не частным компаниям, а в бюджеты субъектов РФ; Установление жесткой системы контроля качества продукции при её поступлении в розницу; Контроль оборота нелегальной продукции; Пресечения оборота фальсификата; повышение собираемости акцизов; Снижение количества суррогатных отравлений; Повышение уровня соблюдения ограничений в реализации алкоголя: запрет на реализацию алкоголя лицам моложе 18 лет, ограничение продажи алкоголя в ночное время, ограничение продажи алкоголя вблизи мест массового скопления людей, детских садов, школ и т.п.; Понижение темпа роста алкоголизации населения за счет уменьшения потребления алкоголя молодежью и теми категориями населения, которые станут меньше пить, если алкоголь станет менее доступен (по времени, месту продажи алкоголя и по возрасту покупателей). Монополия на реализацию алкоголя представляется эффективной мерой по профилактике алкоголизации населения, что нельзя сказать в отношении проблемы потребления алкоголя лицами, уже страдающими от алкогольной зависимости, а также в отношении такой группы риска, как дети в пьющих семьях. 5. Прогнозируемые негативные последствия Возникновение проблемы труднодоступности алкоголя: приобрести алкоголь можно будет только в специальных магазинах, и, как следствие, с введением монополии резко увеличится потребление суррогатов и алкогольных отравлений в местах, где отсутствуют государственные магазины, особенно это касается сельской местности; Увеличится продажа и потребление алкоголя в местах общественного питания, вырастет количество «питейных заведений», рюмочных, где будет осуществляться продажа нелегального алкоголя. Места общественного питания станут «окном» для оборота на территории субъекта нелегального алкоголя; Резко обеднеет ассортимент алкоголя в рознице, поскольку госпредприятия не заинтересованы в привлечении потребителя «любыми способами», не заинтересованы в развитии маркетинговой политики; Само по себе установление госмонополии на розницу не повлечет уменьшение потребления алкоголя среди населения. Возрастут продажи алкоголя не через систему государственной розничной торговли; Отсутствие доступного алкоголя в сельской местности, помимо продажи суррогатов, будет стимулом для роста самогоноварения; Сократятся рабочие места; Появление монополиста на рынке неизбежно влечет возможность злоупотреблений, связанных с созданием препятствий к доступу производителей и оптовиков к рознице; Государственная собственность в реалиях нашего времени, к сожалению, практически неизбежно сопровождается такими явлениями, как намеренное занижение прибыли госкомпанией за счет увеличения расходов на услуги и работы различных «своих компаний», разбазариванием активов, что означает, что далеко не вся прибыль, полученная госкомпаниями, дойдет до бюджета субъекта, установившего монополию; Учитывая неповоротливость «госмашины», не исключен очередной «алкогольный кризис» - разрыв в предложении алкоголя (его доступности), что также послужит новым окном для огромного потока нелегального оборота; Проявление на фоне ограничения доступности алкоголя большей активности наркодилеров; Возможен всплеск продажи суррогатов и напитков, не подпадающих под действие 171-го федерального закона; Предлагается новая, ещё не апробированная форма госмонополии – государственные компании, право их вводить и в какой форме предоставляется субъектам РФ. На практике это означает создание в России 89 госкомпаний – удельных княжеств, полную децентрализацию розничной торговли, 89 региональных законов, регулирующих продажу алкоголя, призванных защищать региональные рынки, нарушая один из основополагающих принципов Конституции РФ – требование единства экономического пространства. И все это – в преддверии решения вопроса о вступлении России в ВТО, требующую как раз снятия подобных барьеров в торговле; Предлагается уничтожить частную торговлю винами и спиртными напитками, поскольку государственных магазинов в настоящее время нет. Существующую сеть магазинов - а это около 180000 пришлось бы частично закрыть, частично перепрофилировать и создавать государственные специализированные магазины. На это нужно найти деньги, место, кадры, специалистов, за счет государства оборудовать магазины, внедрить контрольно-кассовые аппараты, способные учитывать каждую единицу продукции и передавать эту информацию в 89 региональных и затем в единую государственную автоматизированную информационную систему ЕГАИС; Законопроект не затрагивает торговлю пивом вообще и, в частности, крепким пивом. Это приведет к скачкообразному росту производства и продажи крепкого пива, что с точки зрения алкоголизации населения сродни спиртным напиткам. 6. Что делать государству и бизнесу Создать Министерство торговли России а в Министерстве – соответствующий специализированный Департамент и возложить на него функции по регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая розничные продажи. Через розницу влиять на производство и импорт этой продукции и решение социальных вопросов, единообразно по всей стране, соблюдая единое экономическое пространство, учитывая специфику регионов; Разработать долгосрочную государственную политику в сфере производства алкоголя, его оборота и культивирования здорового образа жизни населения; Под эту политику совершенствовать законодательство, развивать производство, импорт и упорядочивать розничные продажи алкогольной продукции. При оценке эффективности госмонополии как института регулирования алкогольного рынка возникают вопросы о том, насколько госмонополия способна решить поставленные перед нею цели при её практическом воплощении. Эти вопросы требуют широкого обсуждения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
interceptor Опубликовано 10 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 10 января, 2008 Кстати , обратите внимание , на манеру и стиль написания ... Ваш покорный слуга рыдал :smile20: Наконец-то нашли способ достучаться до законотворцев :smile20: Учебник по истории и географии для учеников 5-го класса :smile12: :smile20: Особенно умилил п.6 . Что делать государству написано ясно и недвусмысленно , если исполнить все слово в слово - будет счастье :smile17: Что делать бизнесу , писать уже не принято , проблемы негров шерифа не температурят :smile13: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Sadovnik Опубликовано 11 января, 2008 Поделиться Опубликовано 11 января, 2008 Видите, уже ФЗ в действии: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.