Перейти к содержанию

МА-ЛАД-ЦЫ !


Рекомендуемые сообщения

О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Внесен в Государственную Думу первым заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Гусевым В.К.

 

1. Законопроектом предлагается внести в Федеральный Закон №171-ФЗ от 22.11.1995г. (с последующими дополнениями и изменениями) следующие изменения:

 

a) Дополнить п. 1 ст. 5 Федерального закона положением о предоставлении органам государственной власти субъектов РФ полномочий по созданию специализированной уполномоченной государственной компании и предоставления ей исключительного права продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания) на территории соответствующего субъекта РФ;

 

b) Пункт 1 ст. 16 Федерального закона: «Поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий» изложить в новой редакции: «Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в порядке, определяемом субъектами РФ».

Цели госмонополии, предлагаемой в рассматриваемом законопроекте.

В качестве основной проблемы, которую призвана решить госмонополия на розничную торговлю, обозначена проблема защиты российского алкогольного рынка от фальсифицированной продукции, наносящей урон как интересам потребителей, в первую очередь, так и интересам производителей и продавцов легального алкоголя.

Целями введения госмонополии Законопроект ставит:

- Исключение теневого оборота алкогольной продукции;

- Регулирование цен на алкогольную продукцию;

- Контроль за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции;

- Обеспечение недискриминационного доступа производителей в магазины.

 

2. Опыт зарубежных стран и России в установлении государственной монополии на розничную продажу алкоголя:

Исторический опыт установления государственной монополии на розничную реализацию алкогольной продукции ценен как в плане прогнозирования эффективности госмонополии с учетом возможных последствий введения такой меры ещё на стадии принятия решения о ее введении. Для оценки эффективности государственной монополии необходимо понимать, в каких конкретных исторических условиях и в каких целях вводилась монополия в той или иной стране, как на практике были реализованы поставленные цели, каковы были её результаты в целом, какие возникли «побочные», как позитивные, так и нежелательные результаты установления монополии.

 

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, за основу законопроекта взят опыт установления госмонополии в России, а также опыт других государств:

- опыт государственной питейной монополии в России в конце 19 века;

- опыт государственной монополии в советское время;

- опыт Швеции;

- опыт Финляндии.

 

Итак, государственная монополия на розничную продажу введена в Финляндии, Канаде, Исландии, Швеции, некоторых штатах США. В продовольственных магазинах этих стран, как правило, можно купить только некрепкое пиво. Остальной алкоголь продается в специализированных магазинах, которых, к примеру, в Швеции около 400 на всю страну. В Канаде и США действует не государственная, а региональная монополия на продажу спиртных напитков. В США из 18 штатов, где существует госмонополия на оптовую торговлю алкоголем, в 13 она включает и розничную торговлю.

 

Алкогольная политика Швеции характеризуется следующим:

- основополагающей идеей установления в Швеции государственной монополии на розничную торговлю алкоголем является то, что не должно быть частной заинтересованности в продаже алкоголя. Стремление частных компаний получить прибыль от продажи алкоголя стимулирует активный маркетинг и увеличение вследствие этого потребления алкоголя. В этом смысле частный интерес должен быть ограничен в социальных целях.

- государственная монополия на розничную торговлю в Швеции имеет давние традиции и действует ещё с 1800-х годов;

- монополия имеет свою лабораторию, где проверяются не только новые образцы, но и регулярно тестируются зарекомендовавшие себя марки;

- монополия нейтральна по отношению к маркам напитков и располагает широким диапазоном продукции, определяемым потребительским спросом. Отсутствует дискриминация по странам, группам (видам) продукции или маркам;

- между работниками и магазинами монополии проводятся соревнования для оценки показателей качества их работы. Качество работы оценивается по критериям: настолько доволен магазин и насколько доволен персонал, а также насколько были соблюдены все ограничения по продаже алкоголя;

- стратегия сокращения потребления алкоголя населением основывается на сочетании мер по уменьшению доступности алкоголя и мер, ограничивающих его спрос. Такими мерами являются следующие:

- меры ограничения доступности алкоголя по цене: поддерживается высокий уровень цен на крепкие спиртные напитки: цены на вино приемлемые 4-8 евро за пол-литра, на пиво повышенные по сравнению с Данией, Германией, а вот цена на крепкие напитки в 2-5 раз выше, чем в остальной Европе (около 30-40 евро за литр водки), но дешевле, чем в Норвегии;

- ограничение доступности алкоголя по времени продажи: законодательством Швеции установлен запрет на продажу алкоголя после часу ночи, а также по воскресениям. Обычное же время работы этих магазинов по будням с 9 до 20 часов (с 10 до 19 часов), по субботам с 9 до 14 часов, по воскресеньям и праздничным дням такие магазины закрыты;

- ограничение доступности алкоголя по месту продажи: спиртные напитки крепостью свыше 3,5% продаются без ограничений по количеству только в специализированных магазинах государственной сети Systembolaget (один магазин на населенный пункт, в больших городах обычно один на 20-30 тысяч населения), а также в частных барах и ресторанах;

- ограничение доступности алкоголя в зависимости от покупателя: алкоголь не продается лицам моложе 20 лет, в барах и ресторанах – лицам моложе 18 лет, а также лицам, находящимся в нетрезвом виде;

- количественные ограничения: установлены квоты на импорт алкоголя для личного потребления;

- основной мерой по ограничению спроса на алкоголь является запрет на рекламу алкоголя, ориентированную на широкую публику. Реклама допускается только в точках продажи алкоголя - в магазинах монополии и ресторанах;

- кроме того, на уменьшение спроса на алкоголь направлены меры по информированию, просвещению, формированию общественного мнения и меры медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом. Дополнительные социальные меры принимаются в отношении таких групп риска, как молодежь, дети алкоголиков и группы с высоким потреблением алкоголя;

- за деятельностью баров и ресторанов по продаже алкоголя осуществляется строгий контроль

- в Швеции установлен запрет на самогоноварение.

 

Проблемы, с которыми столкнулась Швеция, обусловленные наличием монополии на продажу алкоголя в стране:

1) значительное сокращение поступлений в бюджет от продажи алкоголя в связи с установленным в соответствии с решением суда ЕС запретом на существующее ограничение импорта спиртного. Вынужденное увеличение квоты на ввоз спиртного стимулировало приобретение гражданами Швеции алкоголя в соседних странах, а также заказы алкоголя по Интернету. Так, в январе 2004 года за рубежом алкогольной продукции было приобретено на 85% больше, чем за год до этого, а к марту 2005г. импорт удвоился. На ослабление системы монополии в Швеции также повлияло вступление в ЕС новых государств, где установлены более дешевые цены на алкоголь, а также снижение Финляндией и Данией ставок акцизов на алкоголь;

2) несмотря на существующий запрет, в Швеции существует культура самогоноварения.

 

Несмотря на вышеозначенные проблемы, государственная монополия в Швеции за 200 лет принесла свои положительные результаты: прирост потребления населением алкоголя с момента установления монополии за период её активного действия сократился, кроме того, благодаря монополии на территории Швеции реализована жесткая система контроля качества реализуемого алкоголя.

В России государственная монополия на алкоголь вводилась неоднократно:

Первая русская водочная монополия была введена в 1474 году Иваном III, а при Иване Грозном открылись "царевы кабаки". Эта монополия продержалась до Смутного времени. Следующую монополию ввели при царе Алексее Михайловиче. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра I. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией - кроме помещиков, производить водку могло только государство.

Очередная оптовая монополия (при сохранении частной розницы) была введена в 1819 году Александром I, после чего она была отменена Николаем I, взамен монополии были введены откупы и акцизы. Акцизная система была выгодна для бюджета, но сопровождалась ростом некачественного алкоголя и отравлений. Следующая монополия была введена в 1894 году Николаем II, повелевшим навести порядок с производством и алкоголем в стране. В результате этого за шесть первых лет количество суррогатных отравлений снизилось на четверть, а к 1900 г. доходы от продажи водки составили 28% бюджета. Однако стремление государство за счет продажи водки пополнить казну повлекло рост спаивания населения.

Советская монополия на водку была введена в 1924г. и оставалась одним из важных источников пополнения советского бюджета. Антиалкогольная компания 1985г. не решила проблему алкоголизации населения, но вызвала рост самогоноварения и инфляции.

В 1992г. Президент Российской Федерации Ельцин Б.Н. издал указ об отмене государственной монополии на водку, что привело к массовому потреблению суррогатов. По России прокатилась волна отравлений, смертность от водки резко увеличилась. Процент поступлений в бюджет от водки сократился до 2% против 5-6% в советский период. Через год президент отменил собственный указ. По настоящее время государственной монополии на производство и продажу алкоголя в России нет.

Как видно из истории введения монополии на алкоголь в царской России, установление государственной монополии ограничивало поток суррогатного товара на рынок и, как следствие, массовые отравления, а также повышало доходы бюджета. В то же время, говорить о решении проблемы алкоголизации населения, а именно тех групп населения, которые уже страдают алкогольной зависимостью, не приходится, так как при вводе ограничений на доступность алкоголя по месту, количеству и цене продажи население переходит, по возможности, на другие доступные и дешевые источники: наблюдается рост самогоноварения, производства и потребления различных спиртосодержащих жидкостей.

 

Монопольная политика Швеции, нацелена на ограничение потребления населением алкоголя, о чем свидетельствуют установленные меры по ограничению доступности спиртного по цене, месту, времени, возрасту, рекламному продвижению и т.д., а также на социальные мероприятия, ориентированные на группы риска. Отметим, что по мере ослабления монопольной системы на алкогольном рынке Швеции и вынужденного увеличения квот на импорт алкоголя, население переключилось на покупку алкоголя в соседних государствах, чему способствует географическое положение страны и прозрачность европейских границ.

Ограничение доступности алкоголя, которое достижимо при установлении монополии – палка о двух концах: с одной стороны, ограничение доступности алкоголя служит превентивным фактором, сдерживающим алкоголизацию населения за счет тех, кто ещё не попал в алкогольную зависимость. С другой стороны, как показал опыт алкогольного кризиса 2006г. в России, перерыв в доступности алкоголя для каждого населенного пункта вызвал потребление лицами, страдающими алкогольной зависимостью, различных суррогатов и непищевых жидкостей и массовые отравления – вспышку токсического панкреатита.

 

3. Обозначим в общих штрихах ситуацию на российском алкогольном рынке, на фоне которой предлагается законопроект

 

Легальность рынка

 Нелегальное производство и оборот вин и спиртных напитков составляет в среднем по стране 40%;

 Государство недобирает около 100 млрд. рублей акцизов и других налогов;

 Нелегальная продукция в основном реализуется населению через систему розничной торговли;

 По распределению полномочий розница регулируется субъектами РФ;

 Субъекты Российской Федерации не имеют эффективных рычагов для наведения порядка в рознице.

 

Качество продукции

 Рынок наводнен фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукцией и суррогатами алкоголя в виде различных спиртосодержащих жидкостей. От них ежегодно умирает около 40 тыс. человек.

 

Государственное регулирование

 Алкогольный рынок России регулируется многочисленными федеральными и региональными министерствами и ведомствами: Минфином и ФНС, Минэкономразвития и ФТС, Роспотребнадзором и Ростехрегулирования, МВД и их региональными органами;

 Нет министерства, ответственного в целом за координацию деятельности различных ведомств и в целом ответственного за ситуацию на алкогольном рынке;

 В результате действующие законы, регулирующие алкогольный рынок, сами по себе несовершенны и к тому же плохо администрируются;

 Президенту и Правительству страны не через кого провести в жизнь четкую политическую волю в этой сфере;

 Нет национальной алкогольной политики в сфере государственного регулирования производства алкоголя, его оборота и культивирования здорового образа жизни населения;

 

Вот на этом фоне внесен рассматриваемый законопроект.

 

Розничные продажи алкоголя, безусловно, надо упорядочивать и роль субъектов РФ в этом деле надо повышать, но для этого нужны эффективные, комплексные решения.

 

 

4. Декларируемые позитивные результаты принятия законопроекта.

 Прибыль будет поступать не частным компаниям, а в бюджеты субъектов РФ;

 Установление жесткой системы контроля качества продукции при её поступлении в розницу;

 Контроль оборота нелегальной продукции;

 Пресечения оборота фальсификата; повышение собираемости акцизов;

 Снижение количества суррогатных отравлений;

 Повышение уровня соблюдения ограничений в реализации алкоголя: запрет на реализацию алкоголя лицам моложе 18 лет, ограничение продажи алкоголя в ночное время, ограничение продажи алкоголя вблизи мест массового скопления людей, детских садов, школ и т.п.;

 Понижение темпа роста алкоголизации населения за счет уменьшения потребления алкоголя молодежью и теми категориями населения, которые станут меньше пить, если алкоголь станет менее доступен (по времени, месту продажи алкоголя и по возрасту покупателей). Монополия на реализацию алкоголя представляется эффективной мерой по профилактике алкоголизации населения, что нельзя сказать в отношении проблемы потребления алкоголя лицами, уже страдающими от алкогольной зависимости, а также в отношении такой группы риска, как дети в пьющих семьях.

5. Прогнозируемые негативные последствия

 Возникновение проблемы труднодоступности алкоголя: приобрести алкоголь можно будет только в специальных магазинах, и, как следствие, с введением монополии резко увеличится потребление суррогатов и алкогольных отравлений в местах, где отсутствуют государственные магазины, особенно это касается сельской местности;

 Увеличится продажа и потребление алкоголя в местах общественного питания, вырастет количество «питейных заведений», рюмочных, где будет осуществляться продажа нелегального алкоголя. Места общественного питания станут «окном» для оборота на территории субъекта нелегального алкоголя;

 Резко обеднеет ассортимент алкоголя в рознице, поскольку госпредприятия не заинтересованы в привлечении потребителя «любыми способами», не заинтересованы в развитии маркетинговой политики;

 Само по себе установление госмонополии на розницу не повлечет уменьшение потребления алкоголя среди населения. Возрастут продажи алкоголя не через систему государственной розничной торговли;

 Отсутствие доступного алкоголя в сельской местности, помимо продажи суррогатов, будет стимулом для роста самогоноварения;

 Сократятся рабочие места;

 Появление монополиста на рынке неизбежно влечет возможность злоупотреблений, связанных с созданием препятствий к доступу производителей и оптовиков к рознице;

 Государственная собственность в реалиях нашего времени, к сожалению, практически неизбежно сопровождается такими явлениями, как намеренное занижение прибыли госкомпанией за счет увеличения расходов на услуги и работы различных «своих компаний», разбазариванием активов, что означает, что далеко не вся прибыль, полученная госкомпаниями, дойдет до бюджета субъекта, установившего монополию;

 Учитывая неповоротливость «госмашины», не исключен очередной «алкогольный кризис» - разрыв в предложении алкоголя (его доступности), что также послужит новым окном для огромного потока нелегального оборота;

 Проявление на фоне ограничения доступности алкоголя большей активности наркодилеров;

 Возможен всплеск продажи суррогатов и напитков, не подпадающих под действие 171-го федерального закона;

 Предлагается новая, ещё не апробированная форма госмонополии – государственные компании, право их вводить и в какой форме предоставляется субъектам РФ. На практике это означает создание в России 89 госкомпаний – удельных княжеств, полную децентрализацию розничной торговли, 89 региональных законов, регулирующих продажу алкоголя, призванных защищать региональные рынки, нарушая один из основополагающих принципов Конституции РФ – требование единства экономического пространства. И все это – в преддверии решения вопроса о вступлении России в ВТО, требующую как раз снятия подобных барьеров в торговле;

 Предлагается уничтожить частную торговлю винами и спиртными напитками, поскольку государственных магазинов в настоящее время нет. Существующую сеть магазинов - а это около 180000 пришлось бы частично закрыть, частично перепрофилировать и создавать государственные специализированные магазины. На это нужно найти деньги, место, кадры, специалистов, за счет государства оборудовать магазины, внедрить контрольно-кассовые аппараты, способные учитывать каждую единицу продукции и передавать эту информацию в 89 региональных и затем в единую государственную автоматизированную информационную систему ЕГАИС;

 Законопроект не затрагивает торговлю пивом вообще и, в частности, крепким пивом. Это приведет к скачкообразному росту производства и продажи крепкого пива, что с точки зрения алкоголизации населения сродни спиртным напиткам.

 

6. Что делать государству и бизнесу

 Создать Министерство торговли России а в Министерстве – соответствующий специализированный Департамент и возложить на него функции по регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая розничные продажи. Через розницу влиять на производство и импорт этой продукции и решение социальных вопросов, единообразно по всей стране, соблюдая единое экономическое пространство, учитывая специфику регионов;

 Разработать долгосрочную государственную политику в сфере производства алкоголя, его оборота и культивирования здорового образа жизни населения;

 Под эту политику совершенствовать законодательство, развивать производство, импорт и упорядочивать розничные продажи алкогольной продукции.

 

При оценке эффективности госмонополии как института регулирования алкогольного рынка возникают вопросы о том, насколько госмонополия способна решить поставленные перед нею цели при её практическом воплощении. Эти вопросы требуют широкого обсуждения.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати , обратите внимание , на манеру и стиль написания ...

Ваш покорный слуга рыдал :smile20:

Наконец-то нашли способ достучаться до законотворцев :smile20:

Учебник по истории и географии для учеников 5-го класса :smile12: :smile20:

Особенно умилил п.6 . Что делать государству написано ясно и недвусмысленно , если исполнить все слово в слово - будет счастье :smile17:

Что делать бизнесу , писать уже не принято , проблемы негров шерифа не температурят :smile13:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...