Перейти к содержанию

Правила игры


Рекомендуемые сообщения

Решил наделить бытиё форума кой, каким смыслом.

 

Правило введения соответствий:

В соответствие ИНФ.пространству форума it2b мы ставим инф.поле в государстве.

В соответствие каждому Нику мы, ставим – ПО/НПО (правительственную/неправительственную организацию – каждый вводит соответствие на своё усмотрение), см.ниже статью.

 

Тогда в качестве целей исследования (тренинга в пределах форума) можно сформулировать следующие:

-описать взаимодействие ПО и НПО (взаимодействие Ников);

-описать механизмы завоевания инф.пространства государства (соответственно инф.пространства форума);

- исследовать приёмы и алгоритмы формирования инф.пространства форума;

- исследовать приёмы и алгоритмы формирования ПО/НПО (порождения объектов предметной области);

 

 

Остальное каждый пускай додумает сам, имеется ввиду: критерии достижения целей, с кем он и с чем он, какой порции информации лично для него достаточно.

…………………………………………………………………………………………………………………….

 

Кой чего можно взять с сайта:

«Гуманитарная разведка» - научимся ли мы играть на этом поле?

 

Автор: Игорь Невдашов (журналист it2b.ru, эксперт по безопасности)

 

Уроки истории заключаются в том,

что люди ничего не извлекают

из уроков истории.

Олдос Хаксли (1894-1963), английский писатель

 

История повторяется - это-то и плохо.

Кларенс Сиуорд Дарроу (1857-1938),

американский писатель, юрист

 

 

Победа "оранжевых" революций в Грузии, на Украине, непрекращающийся политический кризис в Киргизии и все более становящаяся явной реальность потери Россией своего влияния не только на международной арене, но уже и на постсоветском пространстве заставляют сегодня даже самых ленивых задуматься о причинах успехов побед "западной демократии" и механизмах их реализации.

 

При этом становится очевидным, что в процессе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности спецслужбам США и других стран Запада удается добывать в государствах СНГ любую политическую, экономическую или научно-техническую информацию, вести соответствующую агитацию и пропаганду, а также активно воздействовать на все стороны общественной жизни вплоть до игнорирования результатов выборов и смены глав отдельных государств Содружества.

 

И здесь невозможно обойти вниманием тот факт, что наряду с классическими методами ведения разведки: оперативно-техническим или агентурным проникновением в объекты развединтереса, приобретением агентов влияния и др., страны Запада активно используют возможности международных и неправительственных организаций (НПО), частных филантропических фондов, гуманитарных миссий и т.д. Это даже породило в западном разведсообществе в середине 90-х годов прошлого века новый термин - "гуманитарная разведка" (humanitarian intelligence).

 

Между тем история использования западными спецслужбами возможностей "гуманитарной разведки" уходит в гораздо более далекое прошлое, чем наше время "оранжевых" революций. К сожалению, как известно, главный урок истории в том, что мы не извлекаем из нее уроков.

 

Так, большинство крупных политических деятелей США отмечают, что во многом победе в "холодной войне" и развалу Советского Союза они обязаны подписанием руководством СССР в ходе хельсинских соглашений и создания ОБСЕ, так называемой, "третьей" корзины, взятием обязательств по соблюдению прав человека, расширению гуманитарных связей и т.д. Это и позволило Западу в последующем активно использовать возможности "гуманитарной разведки".

 

Неприметные цитаты:

 

"…Вопрос будущего России. Я думаю, мы можем ожидать очень медленное восстановление экономики в последующие 10 или 20 лет. Крайне маловероятно, что в следующее десятилетие мы увидим быстрый рост России. Как следствие, России не будет хватать экономического потенциала для эффективного глобального лидерства. Россия останется военной державой, но в лучшем случае - региональной державой.

 

Военная мощь России останется очень большой из-за ее стратегического компонента, но экономические трудности России будут делать все более трудными поддержание конкурентоспособной позиции по отношению к США, особенно в области научно-технического прогресса. На уровне культуры экономические затруднения России, как и конец коммунистической идеологии делают несостоятельной возможность России осуществлять глобальное идеологическое влияние.

 

Как результат, влияние России будет скорее региональным, чем мировым.

 

Я думаю, что мы сделали вклад в развал СССР с помощью остановки экспансии Союза. Также с помощью экономического соперничества, гонки вооружений, которую они не могли выдержать, но мы могли. Поддержкой кампании по правам человека, которая дискредитировала коммунистическую диктатуру.

 

Поддержкой национальных устремлений тех наций, которые испытывали на себе гнет Советской империи, поддержкой моджахедов в Афганистане. Все это вместе привело к распаду СССР."

Збигнев Бзежинский

 

 

"Как выяснилось, герои-реформаторы в Восточной Европе использовали "третью корзину", как фундамент сплочения в борьбе за освобождение своих стран от советского владычества. Вацлав Гавел в Чехословакии и Лех Валенса в Польше обеспечили себе место в пантеоне борцов за свободу благодаря тому, что использовали эти положения как во внутреннем, так и во внешнем плане для подрыва не только советского господства, но и коммунистических режимов в собственных странах.

 

Европейское совещание по безопасности, таким образом, сыграло важную роль двоякого характера: на предварительном этапе оно делало более умеренным советское поведение в Европе, а впоследствии - ускорило развал советской империи."

Генри Киссинджер

 

 

Как видим, оценка "гуманитарной разведки" авторитетными американскими политиками говорит сама за себя.

 

Большие успехи у американской разведки в игре на этом поле были гораздо ранее. Как известно, НПО и частные филантропические фонды имеют полную свободу в выборе средств и целей их достижения, что представляет интерес для спецслужб в плане их использования в качестве прикрытия. А, например, выделение фондами "грантов" на финансирования научных исследований и разработок позволяют спецслужбам маскировать свою деятельность под научные исследования. При этом спецслужбам предоставляется прямой выход на объекты развединтереса на продолжительный период, создаются благоприятные условия для завязывания контактов с интересующими лицами на основе общих профессиональных интересов в целях последующего получения информации.

 

Удобство использования НПО для спецслужб в качестве прикрытия состоит также в том, что в случае провала любой разведывательной операции официальные государственные органы не могут быть обвинены в действиях, противоречащих нормам международного права.

 

Наиболее известным и типичным примером использования НПО и исследовательских центров в качестве прикрытия для деятельности Пентагона и ЦРУ служит так называемый план "Камелот", который осуществлялся в Чили в 60-е годы под видом исследований в области социологии и антропологии. В действительности он использовался с целью выявления расстановки политических сил в Чили для выработки мер по предотвращению развития революционного процесса и последующего смещения правительства Альенде.

 

Как известно, в отношении данного факта в ноябре 1966 года на ежегодном конгрессе сделали публичное признание руководители "Антропологической ассоциации США", заявившие, что их ассоциация тесно сотрудничает с ЦРУ, а ее деятельность непосредственно субсидировалась из бюджета американской разведки.

 

Кроме того, американские политики признают, что деятельность НПО необходимо поощрять, так как их использование позволяет не только добывать информацию, но и расширять сферу воздействия на политику тех или иных государств.

 

Так, Д.Бенсман и А.Вилдич в книге "Новое американское общество" заявляют, что неправительственные организации, частные фонды и университеты лучше, чем правительственные структуры приспособлены для сбора разведывательной информации в других странах. При этом они нередко сохраняют свои позиции в странах развединтереса даже в тех случаях, когда их правительства перестают поддерживать дипломатические отношения с США.

 

Так, например, после разрыва дипломатических отношений между США и Египтом в 1967 году здесь осталось представительство фонда Форда, финансировавшее программы исследований в области ирригации, что, по существу, стало одним из способов получения развединформации американцами в данном регионе.

 

Сегодня политическими кругами США активно используются возможности "гуманитарной разведки", как для сбора информации, так и анализа развития политической ситуации в том или ином регионе.

 

Так, в 1995 году по указанию вице-президента США А.Гора была создана специальная рабочая группа по изучению причин развала структур государственной власти (State Failure Task Force). Дело в том, что, столкнувшись с подобным явлением в 90-х годах в таких странах, как Сомали, Гаити, Руанда, Вашингтон начал изучение данных вопросов, приобретающих большое значение при разработке внешнеполитического курса.

 

В свете последних событий на постсоветском пространстве интересны выводы группы, которые заключались в следующем:

• демократическая форма правления в целом снижает риск развала государства, автократический режим - усиливает;

• в то же время демократические государства с низким уровнем жизни населения менее стабильны, чем богатые страны. При этом наиболее уязвимыми являются бедные демократические государства, где отсутствует тенденция к улучшению условий жизни населения.

Следует отметить, что на основании проведенного анализа указанная группа отнесла к категории с высокой степенью риска развала государственных структур Пакистан, Бангладеш, Боливию, Мадагаскар, а среди стран СНГ - Армению и Киргизию.

 

Это свидетельствует, что Вашингтон был готов к возможному кризису в Кыргызстане и уже в то время на всякий случай, в силу прагматичности политики, стал активно налаживать мосты с киргизской оппозицией.

 

Однако, оставив в стороне "геополитические войны", обратимся к более близкой теме - возможностям "гуманитарной разведки" в оказании помощи бизнесу.

 

Определенный интерес в данном направлении представляют изыскания французских экспертов. Так, по сообщениям зарубежной прессы, парижской Школой экономической войны (Ecole de Guerre Economique) был подготовлен доклад, рекомендующий правительству Франции активизировать использование НПО в целях укрепления позиций национального бизнеса на мировых рынках.

 

В нем отмечается, что во Франции действует значительное количество НПО, представители которых работают в различных странах мира, оказывая им содействие в развитии промышленности, здравоохранения, науки и культуры. При этом многие неправительственные организации имеют большие связи и наработанный авторитет в политических и деловых кругах стран пребывания. Также они хорошо знают их специфику и способны иметь достоверную информацию в отношении конъюнктуры местных рынков, финансовых проблемах, развитии общественно-политической ситуации и возможных рисках, в силу чего способны оказывать консультативную помощь французским предпринимателям в организации выгодного делового сотрудничества.

 

Более того, по мнению авторов доклада, данный контингент заключает в себе значительный потенциал, который может быть использован для сбора экономической и другой разведывательной информации, оказания влияния на представителей власти зарубежных государств в интересах французского бизнеса. В связи с чем, правительству Франции, ориентирующему свои спецслужбы на оказание помощи частному бизнесу в его конкурентной борьбе за завоевание новых рынков, следует принять все меры по использованию "гуманитарной разведки", так как в таких странах, как США, Германия, Англия, Япония НПО во многих вопросах играют роль инструмента для осуществления экономической экспансии.

 

При этом французское правительство призывается к принятию участия в формировании новых НПО, работающих в рамках целевых проектов, предусматривающих ведение "гуманитарной разведки".

 

А вот еще один американский опыт использования НПО в продвижении интересов частного бизнеса. Так, по сообщениям западной прессы, несколько лет назад в США была создана неправительственная организация "Allance for economic opportunity". В ее создании наибольшую активность принял ряд американских компаний, заинтересованных в выходе на продовольственные рынки стран Содружества и являющихся лидерами в сфере разработки и производства трансгенной сельхозпродукции.

 

Основной своей деятельностью указанная неправительственная организация провозгласила реализацию программы по искоренению бедности, как питательной среды для терроризма в странах СНГ путем реализации различных программ по развитию сельского хозяйства. Так как, по мнению американских экспертов, аграрный сектор является одной из важнейших составляющих экономики ряда стран Содружества и имеет большое значение для обеспечения их стабильности. Однако, по некоторым данным, американские компании якобы стали использовать вышеназванную НПО для поставок на рынки государств СНГ генетически модифицированных культур (ГМК) собственной разработки, запрещенных для применения в большинстве стран Запада, используя наши страны в качестве своеобразного "полигона".

 

Так что, как видим, политическое руководство, спецслужбы и частный бизнес стран Запада прекрасно использует возможности "гуманитарной разведки" в своих интересах.

 

Ну а для нас, как и ранее, остается актуальным вопрос - научимся ли мы играть на этом поле или хотя бы противостоять этим играм на своей территории?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...