Перейти к содержанию

Отменяй и властвуй


Рекомендуемые сообщения

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который отменяет налоговый контроль за крупными расходами граждан. Но, как выяснил корреспондент «ПП» Алексей Травин, радоваться рано.

 

Поступивший в Госдуму проект поправок в первую часть Налогового кодекса (НК), помимо изменений в правилах проведения налоговых проверок (см. «ПП» № 17, «95%-ное удовольствие»), содержит и маленькую поправку об отмене пункта 10 статьи 31 НК. В этом пункте говорится о праве налоговиков контролировать соответствие крупных расходов граждан их доходам.

 

Напомним, что налоговый контроль за расходами граждан на приобретение недвижимости, транспортных средств, акций, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках государство ввело в 2000 году. Банки, нотариусы, риэлтеры и другие «добровольные» информаторы начали сообщать о дорогостоящих приобретениях населения налоговикам. В результате, например, за первое полугодие 2001 года петербургские фискалы получили 92 тыс. подобных «сигналов». Почти в половине случаев инспекторы выявили несоответствие доходов и расходов. Однако налоги с разницы заплатили только 142 человека. Не изменилась ситуация и в последующие годы. Причина в том, что, к неудовольствию налоговиков, рычагов, позволявших взыскать недоплаченные налоги с граждан, «живущих не по средствам», в законодательстве предусмотрено не было. Как следствие, в суде подобные дела заканчивались победой налогоплательщиков, заявлявших, к примеру, что деньги подарили родственники.

 

Глядя на все это, летом 2003 года парламент с подачи правительства упразднил статьи кодекса, регламентировавшие процесс налогового контроля за расходами (рассматривался и обратный вариант – предоставить налоговикам полномочия доначислять налоги, но идея не нашла горячей поддержки в коридорах власти). Налоговики не расстроились: отпала необходимость рассылать тонны бесполезных запросов. К тому же с информаторов никто не снял обязанностей сообщать о расходах граждан – они прописаны в статье 85 НК. В итоге в инспекции по-прежнему стекается информация о крупных расходах физических лиц (правда, теперь только от нотариусов, регистраторов недвижимости и ГИБДД). Будет стекаться и впредь – на 85-ю статью и в этот раз никто не покушается.

 

Как налоговики используют все разрастающуюся базу данных о расходах физлиц (число сообщений в ней исчисляется уже десятками миллионов)? В прошлом году они активно рекламировали ее как главный инструмент борьбы с нелегальными доходами. Дескать, информация и о крупных расходах, не будучи прямым основанием для доначисления налогов, позволит налоговикам «точечно» работать с отдельными интересующими их гражданами. Словом, был бы человек, а расхождение найдется.

 

Кто еще контролирует расходы граждан

 

Помимо налоговиков, неподдельный интерес к крупным счетам граждан проявляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ). По закону о противодействии отмыванию преступных доходов она обладает более широкой сетью информаторов: банки, ломбарды, казино, лизинговые компании и др. сообщают финразведчикам о большинстве сделок на сумму свыше 600 тыс. руб. (3 млн. руб. – по сделкам с недвижимостью) и других операциях, в отношении которых возникают подозрения. Причем за непредоставление информации ФСФМ нарушителю грозит штраф до 500 тыс. руб. (по Налоговому кодексу от налоговиков при аналогичном нарушении можно «откупиться» за 5 тыс. руб). Совсем недавно власти подключили к борьбе с «отмыванием» новых осведомителей финансовой разведки: риэлтеров, нотариусов, юристов и частнопрактикующих бухгалтеров. К слову, из 70 риэлтерских контор по всей России, которые уже выполнили требование ФСФМ о создании правил и служб внутреннего контроля, 30 работают в Петербурге, и результаты по 78-му региону финразведчики оценивают «в целом положительно».

 

Как используются данные, поступающие в ФСФМ? Формально эта служба не наделена полномочиями по контролю за соответствием доходов и расходов граждан. Что, впрочем, не исключает возможность использования добытых финразведчиками сведений (сегодня в базе ФСФМ накоплено сообщений о подозрительных операциях на сумму 25,5 трлн. руб.) другими контролерами. Так, в прошлом году материалы финразведки были задействованы в 540 делах, инициированных правоохранительными органами, в том числе и милицейскими управлениями по налоговым преступлениям. Кстати, глава ФСФМ Виктор Зубков недавно заявил, что его ведомство накопило достаточно информации о схемах по отмыванию средств, используемых в России, и теперь сосредоточит внимание на их пресечении.

 

"Предприниматель Петербурга" №21 (428)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы своим клиентам начиная с 94 г. создаем легендирование доходов. Пользуясь тем же налоговым кодексом, ежегодно сдаются декларации о доходах физ.лица на клиента и всех членов его семейства. Необлагаемая база по продаже личного имущества, не являющегося недвижимостью, - 125 тыс. руб. Четыре человека в год спокойно декларируют 500 тыс.руб. За пять лет накапливается хорошая сумма. Кроме того, народ берет деньги под отчет на фирме, покупает валюту в банке, получает справки. Продает и возвращает. Но справки, подтверждающие рост доходов остатется и т.п. Кроме того, у нас создан т.с."Фонд займов". Т.е. если одному необходимо подтвердить крупную сумму, декларации аккумулириются. Этот способ, естественно, хорош для доходов до трех-пяти млн.руб.

В других ситуациях пролрабатывать вопрос приходится индивидуально, лишь бы он возник в момент траты средств, а не тогда, когда уже вопрос задали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...