Перейти к содержанию

Кого готовят вузы?


Рекомендуемые сообщения

Кого готовят вузы: специалистов или потенциальных киберпреступников?

Размещено Nicki on Пят, 14/01/2005 - 11:31

Источник: crime-research.ru

Автор: Геннадий Маклаков

 

В настоящее время актуальной задачей является разработка методических принципов для осуществления эффективной учебно-воспитательной работы среди студентов по предотвращению компьютерных преступлений, формирования нетерпимости к противоправным действиям в области информационных технологий. В связи с этим целесообразно проведение социологических и психологических исследований, направленных на выявление мотивации студентов к совершению противоправных действий в области авторского права и совершению компьютерных преступлений, определения их уровня правовой грамотности в области защиты интеллектуальной собственности и их отношения к нарушителям информационной безопасности.

 

Тестирование, проведенное среди группы студентов 1-4 курсов, очного и заочного отделений ВУЗов одного из регионов Украины, обучающихся по специальностям: «Компьютерные системы и сети», «Информационные сети связи», «Телекоммуникационные системы и сети», «Системы защиты от несанкционированного доступа», «Защита информации в компьютерных системах и сетях», показало несколько неожиданные результаты.

 

Тесты представляли собой вопросы, позволяющие выяснить у респондентов: отношение к понятию «Хакер»; отношение к материалам (сайты Интернет, литература), посвященных вопросам взлома защиты информации; желание и мотивы изучения технологий осуществления компьютерных преступлений (написания вирусов и других вредоносных программ, взлома компьютеров и сетей, взлома защиты банковской системы, подделки кредитных карт, бесплатного доступа к ресурсам Интернет и к междугородней телефонной сети); уровень знаний юридических нормативных документов по защите информации.

 

Студенты, деятельность которых будет связана с эксплуатацией, строже относятся к противоправным деяниям хакера (в среднем 37% опрашиваемых считают действия хакера преступными). Студенты специальностей, связанных с защитой информации, более лояльно относятся к действиям хакера. Дополнительные исследования показали, что для них хакер, прежде всего, специалист высочайшей квалификации, который часто выступает как борец за справедливость и достоин подражания.

 

Далее исследования сосредоточили, в основном, на студентах специальностей, связанных с защитой информации. В частности, определили мотивы поступления в учебные заведения по избранной специальности и выявили приоритеты в изучении специальных дисциплин. 38% опрашиваемых считают необходимым использовать знание технологии хакерских атак для построения эффективной защиты. Вместе с тем, весьма настораживают следующие факты: 17% студентов (опрашивались все студенты 3-го курса) желают изучать методы совершения компьютерных преступлений с целью заработка на взломе информации, 13% опрашиваемых допускают возможность совершения противоправных деяний при необходимости отомстить обидчику.

 

Особенно настораживает желание студентов изучать технологии взлома компьютерных систем и сетей (67% и 82% студентов очного и заочного отделений соответственно) и, в частности, - технологии взлома банковских систем (22% и 36% студентов очного и заочного отделений соответственно). Результаты опроса могут свидетельствовать о формировании скрытой (латентной) преступности в области информационных технологий.

Проведенные социологические исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) дерзость совершения компьютерных правонарушений у молодежи вызывает восхищение, желание самоутвердиться, показать себя с лучшей стороны и привлечь к себе внимание. Действительно, часто хакеры совершают взломы сети, чтобы произвести впечатление на окружающих. Среди других факторов, определяющих желание осуществлять компьютерные правонарушения можно выделить – желание заработать;

 

2) многие абитуриенты, поступая на специальности, связаннее с защитой информации преследуют корыстную цель – научиться методам совершения компьютерных преступлений;

 

3) подавляющее большинство студентов, обучающихся на специальностях, связанных с вычислительной техникой, очень слабо знают нормативно-правовые документы по защите информации, в частности, они практически не знают, какую ответственность несет злоумышленник за совершение компьютерных преступлений.

 

Данное социологические исследование не может претендовать на полную картину состояния мировоззрения студентов по информационной безопасности во всей Украине (исследование проводилась только в одном регионе). Хотя даже при таком, сравнительно небольшом объеме исследований, настораживает высокая степень совпадения стремления к преступным деяниям студентов разных специальностей. Цель проведенных исследований - показать возможные тенденции формирования мотивов той части молодежи, деятельность который связана с информационными технологиями, и обратить внимание на необходимость продолжения исследований в этом направлении для выявления скрытой преступности, и разработки эффективных мер по предотвращению преступлений в сфере высоких технологий.

 

ПС: не мог пройти мимо и не запостить. Это в первую очередь касается того мнения на форуме, что растут молодые и одаренные спецы которые дадут фору старикам. Мотивация у них другая.

 

Статья хоть и старовата, однако актуальности не потеряла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кого готовят вузы: специалистов или потенциальных киберпреступников?

Размещено Nicki on Пят, 14/01/2005 - 11:31

Источник: crime-research.ru

Автор: Геннадий Маклаков...

 

 

ПС: не мог пройти мимо и не запостить. Это в первую очередь касается того мнения на форуме, что растут молодые и одаренные спецы которые дадут фору старикам. Мотивация у них другая.

 

Статья хоть и старовата, однако актуальности не потеряла.

9790[/snapback]

Статья действительно интересная. И мотивация несколько другая, это тоже правда. Однако же, хочу обратить внимание на несколько моментов.

 

1. Объяснять людям, что такое "плохо" и почему это "плохо" может быть наказано, - действительно нужно. И всегда было нужно. Например, о том, что воровать нехорошо, известно было во все времена, но степень убежденности в этом была различна в разные исторические периоды. Еще больше отличалось отношение к коммерческой деятельности (или всё же спекуляции в особо крупных размерах?).

 

2. Тот факт, что этим вопросом кто-то озаботился, тоже радует.

 

3. Совсем хорошо будет, когда законодатель сведет эту информацию в своей голове вместе и модернизирует законодательство, поскольку эта проблема растет оттуда. Еще лучше станет, когда это законодательство начнет реально работать. А также, отчасти, когда скорость развития средств передачи информации будет синхронизироваться со скоростью защиты этих средств уже на этапе их создания.

 

P.S. А фору старикам молодые действительно дадут. По нескольким причинам.

 

Во-первых, потому, что всегда (за последние несколько тысяч лет) именно так и происходит. Хотя бы потому, что старики приспосабливаются к новым условиям, а молодые в них просто живут.

 

Во-вторых, потому, что в статье можно заменить "защиту информации" , например, на "школу милиции" или "академию госслужбы" и результат изменится не сильно. Но это вовсе не означает, что завтра все будут воровать и убивать. В начале 90-х многое осуществили не эти ребята, которые анкетировались, а тогдашние "старики". И наоборот - сегодня среди честных людей, в том числе, тех, кто самоотверженно служит Родине, молодых немало. Возраст - не та классификация, которая позволяет отличать негодяя от порядочного человека.

 

В-третьих, на нашем форуме те самые "старики" совершенно регулярно и легко допускают для себя возможность перехода границ Уголовного Кодекса при благоприятной ситуации и не испытывают по этому поводу никаких комплексов, не так ли? Так в чем же, простите, разница?

Я имею в виду применительно к сегодняшним условиям и предлагаю не сравнивать мотивацию спецов в СССР с сегодняшней, поскольку вопрос этот не со спецов начинается и не ими заканчивается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
Это в первую очередь касается того мнения на форуме, что растут молодые и одаренные спецы которые дадут фору старикам. Мотивация у них другая.

мотивация у всех разная, хотя по большому счету, зерно правды здесь есть.

 

по поводу ВУЗов, любое образование приводит не только к повышению качества предметных знаний, но и к общекультурному развитию, меняется мышление и отношение к жизни. Если провести опрос среди выпускников, результаты будут уже другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...