Перейти к содержанию

Российский средний бизнес ждет волна слияний и поглощений


Рекомендуемые сообщения

Не хочется прерывать обсуждение в ветке про финансовый кризис, поэтому - сюда.

Блокпакет или жизнь

Мировой кризис ликвидности спровоцирует рост числа сделок слияний и поглощений (M&A) в российском среднем бизнесе. Такой вывод содержится в новом совместном обзоре «Слияния и поглощения в российском среднем бизнесе», подготовленном компаниями PricewaterhouseCoopers, Bowne и Mergermarket. Активность российских компаний средней капитализации (30-300 млн евро) в сфере M&A возрастет из-за испытываемых ими трудностей в привлечении финансирования в настоящее время. Многие из этих компаний развиваются за счет заемных средств, но сейчас на рынке дефицит кредитов. Другим основным способом привлечения денег является выпуск корпоративных облигаций. Однако на данном этапе наш рынок облигаций застопорился, что делает практически невозможными новые выпуски. Еще один способ повысить свою капитализацию для компании - выход на IPO. Но и в более спокойные времена, чем сейчас, для большинства российских средних компаний он был не актуален. Даже если кто-то из них и планировал этот шаг, по всей видимости, теперь им придется эти планы отложить. Таким образом, самым верным способом привлечения средств сейчас для них являются сделки M&A.

 

Стратегов сменят спекулянты

 

«Мировой финансовый кризис не должен иметь тяжелых последствий для России», - уверен руководитель группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PricewaterhouseCoopers Майкл Кнолл. «Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе потребность в капитале российских компаний будет подталкивать их к продаже доли в бизнесе», - говорит он. Эксперты предполагают, что в течение ближайшего года в роли покупателей все чаще будут выступать иностранные инвесторы. Покупательная активность российских компаний, напротив, заметно снизится. Однако, по мнению авторов обзора, на российский рынок вместо ушедших стратегических инвесторов в ближайшем будущем придут так называемые финансовые инвесторы. Их отличие в том, что они покупают компанию или долю в бизнесе не столько для того, чтобы развивать этот бизнес, сколько чтобы потом свою покупку снова выгодно продать. Очевидно, что сильно подешевевшие на данном этапе перспективные российские компании неизбежно привлекут их внимание. Одновременно с ростом числа сделок M&A в ближайшей перспективе их стоимость снизится. По оценкам специалистов PricewaterhouseCoopers, российские средние компании могут упасть в цене в зависимости от сектора на 10-25%.

 

Согласно данным обзора, в первой половине 2008 года наибольшую активность в России проявляли компании из США (29% общего числа сделок), стран Центральной и Восточной Европы (17%) и Великобритании (10%). Видимо, такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем. А вот отраслевые предпочтения покупателей изменятся.

 

Отраслевые предпочтения

 

В первой половине 2008 года больше всего сделок M&A произошло в энергетике и горнодобывающей промышленности (25% общего числа сделок). Второе место поделили промышленный (13%) и потребительский сектора (13%). На третьем месте - финансовый сектор (12%). «В течение года мы не ожидаем сделок по слияниям и поглощениям в топливно-энергетическом и горнодобывающем комплексах в связи с тем, что этот сектор активно менялся в последнее время», - говорит менеджер группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PricewaterhouseCoopers Николай Желев. Сектора промышленного производства и потребительских товаров по-прежнему сохранят привлекательность для иностранных инвесторов.

 

Особенно перспективным выглядит, по оценкам экспертов, потребительский сектор. Правда, с оговоркой, что теперь в нем сделки будут совершаться с крупными региональными компаниями, так как в Москве и Санкт-Петербурге уже сложно найти привлекательные объекты для покупок.

 

В финансовом секторе эксперты также предполагают рост активности за счет предстоящей консолидации банковского сектора. «В России слишком много мелких банков, которые не всегда качественно ведут свой бизнес. Поэтому регуляторы российского финансового рынка процесс консолидации банковского сектора будут только поощрять», - говорит Майкл Кнолл.

 

Перспективными с точки зрения предстоящих сделок по слияниям и поглощениям в обзоре названы сектора фармацевтики и медицинских услуг, а также информационных технологий. Медицинский сектор будет развиваться за счет создания сетей дистрибуции товаров, частных медицинских учреждений и лабораторий. Основной проблемой, которая будет при этом решаться, эксперты считают низкое качество и недостаточную стандартизацию медицинских услуг в целом. Что касается информационных технологий, то в этот сегмент в обозримом будущем преимущественно будут инвестировать фонды венчурных и прямых инвестиций. Фактором, который может несколько притормозить M&A-активность на российском рынке, эксперты называют введенные ограничения инвестирования в стратегически важные для нерезидентов отрасли.

 

14.10.2008 / ЕЛЕНА МЕЛЬНИКОВА Материал опубликован в "Газете" №196 от 15.10.2008г.

_ttp://gzt.ru/business/2008/10/14/223010.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВОт такой текст:

Лейтмотив знаменитой вэбовской акции "Даешь 50 млрд.!" – "защитить активы российских предприятий от распродажи по явно заниженным ценам". Читай – от распродажи "без нас" "не тем" собственникам. Для подстраховки в список требований ВЭБ заранее включено представительство в органах управления заемщика. На практике это будет означать выборочную национализацию (точнее, усиление госконтроля – право собственности может и не переходить) и/или тихий пересмотр итогов приватизации. Причем кривоватый и неумелый.

 

В первую очередь дадут, конечно, крупным сырьевым компаниям, тому самому "списку четырех". Проблем у крупных сырьевиков на самом деле меньше, чем у остальных, потому что за период высоких цен они сумели-таки подчистить баланс (включая знаменитую "Роснефть", которая из 13.4 млрд короткого долга, показанного на 30.06, заплатила минимум 6.5), а пока евробонды покупали и длинные кредиты давали – успели худо-бедно выправить график погашения долга. Плюс к тому, кредиты, обеспеченные залогом экспорта, по определению дают легче, чем длинные необеспеченные, так было даже в 1998 г. Проблемы с рефинансированием у крупных сырьевых компаний после пары лет фантастических цен могли возникнуть, только если они набрали кредитов на покупку активов: "Роснефть" – на Юкос, "Газпром" – на Сахалин и электричество, "Евраз" – на Америку и Китай. В общем, вполне дискреционные вещи. Плюс к тому, инвестиционная программа многих компаний тоже может быть урезана, в том числе довольно естественным образом – сталь, из которой делают трубы, тоже падает. Просто государство не может себе позволить потерять влияние в нефтянке, а нефтянка, естественно, пользуется: раз дают – чего б не диверсифицировать источники заимствований. Деньги раздают не бесплатно, а как минимум под Libor+5%, но запас лишним не бывает. Кстати, государство могло бы сильно не волноваться, так как многие стратегические предприятия все равно подпадают под особый режим банкротства, а даже если и нет, продажа крупных пакетов иностранцам по новому закону все равно проходит через правительство. Вторая причина, почему первыми в очереди окажутся крупные и относительно устойчивые компании – деньги выдают через банки, а банкам, даже окологосударственным, надо держать баланс в относительно приличном виде, в том числе чтобы в будущем иметь хотя бы минимальный выход на западные межбанковские рынки, а значит, некий контроль качества заемщиков присутствует, даже если критерии госбанков могут иметь свою специфику.

Еще могут дать каким-нибудь насмерть закредитованным полуживым оборонщикам, или просто "своим", или владельцам особенно привлекательных активов. Там масштабы меньше, но решения более творческие. "КИТ-Финанс" – прекрасный пример: банк, у которого неведомо почему оказались 40% "Ростелекома", организованным образом прокредитовали, но, видимо, риск-менеджмент там был настолько сомнительным, операции настолько стратегическими, а заинтересованные лица настолько замечательными, что консолидировать этот банк на свой баланс никто не захотел и решили сдать его от греха подальше РЖД и "Алросе". Moral hazard здесь, конечно, существует, причем двоякий. Первый вариант - проштрафившийся хозяин сдает обесценившийся актив государству: собственность потеряна, так пусть останутся хотя бы доброе имя и чиновничья зарплата. Второй – государство или отдельные личности пытаются разруливать проблемы и добывать активы, о которых давно мечталось, за счет госбанков и госкомпаний: КИТ-Финанс, я уверена, первая ласточка, другим госкомпаниям скоро тоже будут давать "нагрузку", как в советском заказе к колбасе давали никому не нужную перловку. Не Олимпиада, так прогоревший банк.

Вообще, сама идея, что государство должно захватывать интересные активы через банкротство, вовремя встроившись в реестр, потому что это круче и дешевле, сильно отдает корпоративным юротделом "Илим-Палпа" эпохи девяностых. Ждали кровопролитиев, а они чижика съели.

Дальше интереснее, потому что основная-то проблема не там и локализовать ее гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Откуда вообще вдруг проблемы у российского корпоративного сектора? По данным ЦБ, внешних долгов на 1 июля у компаний было 238.9 млрд долл. по кредитам, плюс 15 по ценным бумагам, плюс 31.6 перед неведомыми "прямыми инвесторами". Короткий долг – 72.4+0.6+11.4 (плюс еще 10.6 – проценты). Сумма долга по сравнению с ВВП и с приготовленными ВЭБом 50 млрд не такая уж и страшная, особенно если учесть, что на консолидированный Газпром приходится 62 млрд (данные конца 2007 – свежее нет), на Роснефть – 37, добавить еще парочку госкомпаний – и половина набралась. Правда, центробанковская статистика не слишком точная, потому что в нее могут попасть внутрихолдинговые кредиты оффшорок российским компаниям, с одной стороны, и не попадают кредиты, взятые родственными оффшорками. Все известные мне российские корпоративные еврооблигации выпущены специально зарегистрированными оффшорками, либо под гарантию российской компании, либо в виде loan participation notes (оффшорка выпускает облигации и дает российской компании кредит на тех же условиях); экспортные кредиты часто берут на оффшорную трейдинговую структуру – в общем, есть где напутать. Не говоря уже о сроках погашения: например, из-за нарушения каких-нибудь казавшихся формальностями ковенантов компанию могут заставить платить долг немедленно, и вряд ли ЦБ такое отслеживает.

В общем, проблема не в сумме долга, проблема в сроках погашения. Во-первых, многие российские компании действительно верили, что пузырь будет вечным и брали короткие долги в надежде на снижение стоимости заимствований в будущем, по мере того, как рынок их узнает и оценит, и получением долгосрочных подтвержденных кредитных линий, за которые надо немножко платить, не заморачивались. Во-вторых, если компании слабые, мелкие или просто частные, длинных денег им никто и не давал. Не говоря уже о низкой капитализации российской банковской системы, которая длинные кредиты давать не умеет (хотя это уже про долг унутренний… ну да ладно).

Знаменитые margin calls по долгам самих компаний наступают редко. Технически они могут происходить, если кредиты компаниям обеспечены их же акциями. На практике такое бывает редко: чтобы заложить акции, нужно либо их иметь на балансе (и тут вступают в действие ограничения российского законодательства: держать можно год, потом погашать, либо придется держать не напрямую, а через "дочку", как "Роснефть", у которой на "репо" приходится 2.85 из 27 млрд – т.е. очень мало), либо заручиться поддержкой собственника. Чтобы залог имел смысл не только психологический, но и экономический, и чтобы margin call вообще можно было посчитать, акции должны быть торгуемыми, а большинство российских компаний – частные.

Margin calls в массе своей – проблема банков, олигархов и, возможно, отдельных влиятельных личностей, бравших кредиты под залог акций (вот интересно было бы посмотреть, что там у банка "Россия"). Собственно, для этого часто и проводились IPO. Например, Альфа, как выяснилось, заложила акции Х5, а Дерипаска Русал заложить, скорее всего, не мог за непубличностью, так что брал кредиты под залог покупаемых активов вроде канадской "Магны". Казалось бы, неужели олигархи такие идиоты, что берут под залог активов при таких вздутых ценах? Но, во-первых, пузыри на рынках разных, преимущественно долгосрочных активов – классический механизм цикла, не они первые, не они последние, и всякий раз появляется куча нашпигованных цифирью исследований на тему "this time is different and fundamentals have changed". Во-вторых, приватизация народом и правительством так до конца и не признана. Считаешься собственником, но продать актив иностранцам все равно не дадут, так лучше продать хоть маленький пакет, который разрешают, взять кредит под залог и купить чего душе угодно, желательно подальше от родных берегов или не слишком стратегическое, чтобы в случае очередной экспроприации хоть что-нибудь осталось за пределами досягаемости басманного суда. Мне кажется, именно так появились инвестиции вроде Магны. Заложенные акции обычно записаны на оффшорках, которые государство кредитовать вроде бы не собирается. Вот оттуда-то они и уплывают тихонечко. С другой стороны, по мере "повышения привлекательности российских акций" (так, кажется, принято называть очередное падение индекса?) рейдерские операции становятся проще и эффектнее, особенно если есть доступ к бюджетным деньгам, хоть и под Libor+5. Залоговые аукционы продолжаются, господа присяжные заседатели.

Текст сам отсель http://justso123.livejournal.com/121767.html

 

Ага-ага. Я вот говорил, что так и будет пару недель назад, что будет национализация, но какбы "мягкая" :о)) Для чего Штаты "нацинализирубт" свои куски не очень понятно, а у нас как всегда все :о)) Главный рейдер это сегодня государство

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главный рейдер это сегодня государство

Вот и вспомнилось одно очень нашумевшее интервью, годовалой давности, про "бархатную реприватизацию".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага-ага. Я вот говорил, что так и будет пару недель назад, что будет национализация, но какбы "мягкая" :о)) Для чего Штаты "нацинализирубт" свои куски не очень понятно, а у нас как всегда все :о)) Главный рейдер это сегодня государство

... а государство (команда правителей) на любой территории вообще - главное во всем! Не всегда правое, и не всегда ответственное за свои действия, но с завидным постоянством ГЛАВНОЕ... :smile3:

 

...Глобальный финансовый кризис может привести к фундаментальному переделу собственности между российскими элитами. Одни олигархи потеряют много денег, другие станут еще богаче, а вершить их судьбы будет государство...

полностью тут: _ttp://www.rb.ru/topstory/economics/2008/10/14/154804.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...