Перейти к содержанию

Членство против тайны


Роман

Рекомендуемые сообщения

Членство против тайны

Придя в ВТО без информационного прикрытия, Россия рискует подарить миру оставшиеся у нее секреты

 

Юрий БОБЫЛОВ, кандидат экономических наук, эксперт по внешнеторговой политике

politjournal.ru

 

Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации отнюдь не сводится к кропотливой работе по согласованию таможенных тарифов на ввозимые товары и некоторым нововведениям по мерам нетарифного регулирования. Это лишь относительно стандартные процедуры, которые определены ГАТТ/ВТО и лежат на стыке экономических интересов России и внешнего мира. Наибольшие трудности сегодня представляют не внешние действия по присоединению к ВТО, а политизированные внутренние проблемы, которые требуют перехода к новой экономической и промышленной политике и, соответственно, коррекции административной реформы органов исполнительной власти.

 

В свое время задача присоединения России к ВТО, предполагавшая многолетнее кропотливое решение, была поставлена перед Минэкономразвития России. Достигнутые итоги переговорного процесса неоднозначны. Проведенные немногочисленные подготовительные акции внутри самой России отличаются несистемностью и незавершенностью в действиях федеральных структур управления, призванных обеспечивать национальную и особенно экономическую безопасность РФ в условиях, когда многие соседние государства (Финляндия, КНР и др.) имели устойчивые более высокие, чем в России, темпы роста своего ВВП.

 

Россия оказалась не подготовленной к мировой интеграции в силу слабой инновационной и инвестиционной политики. КНР, например, сразу после вступления в ВТО делает рывок именно благодаря переходу своей экономики на инновационную модель развития. Так, Китай активно скупает российскую интеллектуальную собственность малоизвестной в Москве сибирской науки, в том числе в СО РАН.

 

Возьмем Академгородок, пригород Новосибирска, где находится 52 научных института и живет 18 тыс. ученых, включая полдюжины нобелевских лауреатов. По оценке сотрудника новосибирской администрации Александра Люлько, 80% прибыли Академгородок уже сегодня получает от Китая. После долгих лет постсоветской заброшенности сибирские ученые рады китайским заказам на все: от аэродинамических труб и анализаторов почвы до лазеров, лабораторий ДНК и ускорителей электронов.

 

Ради выживания ученых Красноярский институт солнечно-земной физики создал совместное предприятие с Китайским центром космических исследований. Новосибирский институт высокоточной электроники теперь производит лазеры совместно с Технологическим институтом Шэньяна. В прошлом году более 400 китайских ученых посетили Академгородок с ноутбуками в руках. Все это выявляет сложность задач информационной защиты научного потенциала РАН в условиях растущей экономической экспансии КНР (являющейся в перспективе весьма опасным геополитическим соперником и просто конкурентом на рынках новых товаров и услуг), а также ряда других развитых стран мира.

 

В России, как ни странно, до сих пор не создано целостной системы внешнеэкономического информирования о конъюнктуре основных товарных рынков, ценах и условиях внешней торговли важнейшими товарами. Отечественный бизнес пока далек от принципов мировой торговли по нормам и правилам ВТО, антидемпинговых мер и защиты национального производителя и др. Очевидно, что Минэкономразвития России даже близко не подошло и к выработке стратегий предстоящих торговых войн и не создало свой «Генштаб» (по примеру Генштаба Минобороны России). Между тем мировой рынок информационных технологий уже превысил 1 трлн долл. в год. Лишь одних программистов работает 6 млн человек, а вклад информационного сектора в ВВП развитых стран в ближайшие два десятилетия достигнет 40%.

 

Сегодня именно гражданский сектор российской экономики наиболее не защищен (в том числе перед службами иностранной разведки). Новый набор более эффективных управленческих технологий в России актуален в связи со все большим использованием зарубежными конкурентами (особенно США и странами НАТО) глобальных разведывательных систем военного и специального назначения (типа «Эшелон»). В частности, по оценке экспертов ЕС в 1990-е гг. экономические потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем около 20 млрд евро в год. За сутки «Эшелоном» перехватывается, переводится на английский язык и анализируется специальной аппаратурой свыше 2 млрд разговоров и сообщений, переданных по телефону, факсу, электронной почтой, по Интернету и так далее. Все это обрабатывается, сортируется и рассылается по степени важности президенту США, соответствующим службам, заинтересованным предприятиям и фирмам. Вот так Соединенные Штаты, влиятельный член ВТО, призывая к «прозрачности» торговых отношений между странами, обеспечивают информационную конкурентоспособность своих товаропроизводителей под эгидой норм и принципов авторитетной международной организации.

 

Надо признать, что в соглашениях ВТО многие важные правовые защитные нормы обрисованы лишь в общем плане. Это говорит о том, что представители конкурентного торгового мира работают в некотором отрыве от своих спецслужб и ведомств по охране информации. Здесь представляет особый интерес «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности», где имеется раздел «Охрана закрытой информации». Соотнеся требования ВТО с нормами закона РФ «О государственной тайне», можно сделать вывод о некоторой однобокости этого закона, где понятие «государственная тайна» увязывается прежде всего с национальной безопасностью страны, а не с торговыми секретами национальных товаропроизводителей. Курьез сложившейся в России информационной ситуации в большинстве случаев заключается в том, что публикация открытых содержательных сведений по экономике, науке и технике и др. способствует принятию быстрых и адекватных решений не в самой России, а ее военно-политическими и экономическими соперниками (более развитыми государствами – членами ЕС, АТЭС, ВТО и др.).

 

Для России назревшие элементы цензуры – это специфическая мера «нетарифного регулирования» (по терминологии ВТО) в силу особой экономической роли на мировых рынках военной техники и вооружений, о которой Минэкономразвития России просто не подумало, а ФСБ и бывшая Гостехкомиссия (ныне Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), видимо, своевременно не напомнили. Таким образом, в рамках идеологии экономического детерминизма ограниченная избирательная цензура просто необходима как в политике, дипломатии, так и в сфере высоких наукоемких технологий. Конечно, торговля оружием не регламентируется соглашениями ВТО, но оборонная промышленность страны имеет многочисленных смежников в гражданской промышленности, что требует учета со стороны Минэкономразвития России.

 

В непростых международных внутриполитических условиях уместно обратить внимание на следующие задачи.

 

1. В силу стратегической значимости не только сохранения, но и качественно нового развития ряда товаропроизводителей из ВПК России, а также особо приоритетных наукоемких предприятий и организаций гражданского сектора экономики от государственных органов управления потребуется более широкое использование секретных управленческих технологий. Сегодня государственная тайна России излишне милитаризована. Основными секретоносителями все еще остаются Минобороны, МВД и ФСБ РФ, а также структуры наукоемкого ВПК, из которых особо выделяется Росатом. В 1990-е гг. в результате приватизации и демонополизации государственной собственности на внутреннем рынке несколько сузилось пространство российской государственной тайны. Но одновременно усилилось влияние частных инвесторов и открытых коммерческих структур на инновационные и инвестиционные процессы в экономике РФ, которые частично остаются секретными. Все это требует совершенствования методологии засекречивания в экономике России, более адекватной трактовки понятия «государственная тайна» и ее применения в условиях присоединения к ВТО.

 

2. Необходимы кардинальное повышение качества работы и расширение функций внешней разведки России, которая должна усилить свое влияние на перспективные инновационные процессы, в частности по развитию биотехнологий, нанотехнологий и др. В новых условиях возрастает стратегическая важность внешнеэкономической разведки для российского бизнеса, особенно малого «наукоемкого» и среднего бизнеса.

 

Отмечая важность традиционных видов внешней разведки России (политической, научно-технической и военной), следует заметить, что именно присоединение России к ВТО резко повышает роль конкурентной внешнеэкономической разведки. Предстоящее присоединение России к ВТО – это мощный стимул для модернизации сложной рыночной инфраструктуры новой экономики в стране и слома ряда устаревших национальных приоритетов и стереотипов в обосновании принятия решений, особенно в спецслужбах России.

 

3. Присоединение России к ВТО требует адекватного реформирования не только системы внешней разведки, но и контрразведки (экономического и финансового характера). По оценкам различных специалистов российских спецслужб, в 1990-е гг. в нашей стране возникло множество коммерческих организаций с участием иностранного капитала, которые имеют «двойное дно» высокоэффективных разведывательных структур.

 

Таким образом, государственная тайна становится не только инструментом обеспечения национальной безопасности России, но и средством реализации высокоэффективной торговой политики в рамках принципов и норм ВТО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Статья интересная и полезная. К сожалению, люди которые формируют цели и задачи для внешней разведки России (спецслужб), многие не имеют экономического оброзования и не имеют понятий, о том что информация и анализ касаемый экономики и событий происходяших в иностранных государствах , может пренести существенную пользу государству.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья интересная и полезная. К сожалению, люди которые формируют цели и задачи для внешней разведки России (спецслужб), многие не имеют экономического оброзования и не имеют понятий, о том что информация и анализ касаемый экономики и событий происходяших в иностранных государствах , может пренести существенную пользу государству.

Уважаемый Алексей, Вы делайте такой вывод как человек близкий к разведке или как человек близкий к "группе лиц формирующей цели и задачи"? Не все так категорично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

алексуТ

Вы делайте такой вывод как человек близкий к разведке или как человек близкий к "группе лиц формирующей цели и задачи"?

 

ну почему же? вот, к примеру, я. хотя никогда не был в свр, но на основании анализа открытой информухи о наших правителях могу прямо заявить: слова и дела наших правителей как раз и говорят о том, что товарищи не владеют ситуевиной о происходяшем в нашей и в мировой экономике (при условии, что они на самом деле, в глубине души, хотят сделать что-то полезное для нашей страны ;)

 

_ttp://www.apn.ru/publications/article21312.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

алексуТ

 

 

ну почему же? вот, к примеру, я. хотя никогда не был в свр, но на основании анализа открытой информухи о наших правителях могу прямо заявить: слова и дела наших правителей как раз и говорят о том, что товарищи не владеют ситуевиной о происходяшем в нашей и в мировой экономике (при условии, что они на самом деле, в глубине души, хотят сделать что-то полезное для нашей страны ;)

 

_ttp://www.apn.ru/publications/article21312.htm

Уважаемый Дж.Сильвер. Думаю, для понимания ситуации необязательно служить в СВР. Неужели Вы реально полагаете, что мы владеем "ситуевиной о происходяшем в нашей и в мировой экономике" лучше, чем наши правители? В противном случае, с чего делать выводы и заявления об уровне их информированности? Уверен, и задачи ставятся, и исполняются они реально. А вот что с инфой происходит выше: как она используется (или почему не используется) - мне со своей колокольни не видно. Хотя предполагать можно многое...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...