Роман Опубликовано 16 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2006 Членство против тайны Придя в ВТО без информационного прикрытия, Россия рискует подарить миру оставшиеся у нее секреты Юрий БОБЫЛОВ, кандидат экономических наук, эксперт по внешнеторговой политике politjournal.ru Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации отнюдь не сводится к кропотливой работе по согласованию таможенных тарифов на ввозимые товары и некоторым нововведениям по мерам нетарифного регулирования. Это лишь относительно стандартные процедуры, которые определены ГАТТ/ВТО и лежат на стыке экономических интересов России и внешнего мира. Наибольшие трудности сегодня представляют не внешние действия по присоединению к ВТО, а политизированные внутренние проблемы, которые требуют перехода к новой экономической и промышленной политике и, соответственно, коррекции административной реформы органов исполнительной власти. В свое время задача присоединения России к ВТО, предполагавшая многолетнее кропотливое решение, была поставлена перед Минэкономразвития России. Достигнутые итоги переговорного процесса неоднозначны. Проведенные немногочисленные подготовительные акции внутри самой России отличаются несистемностью и незавершенностью в действиях федеральных структур управления, призванных обеспечивать национальную и особенно экономическую безопасность РФ в условиях, когда многие соседние государства (Финляндия, КНР и др.) имели устойчивые более высокие, чем в России, темпы роста своего ВВП. Россия оказалась не подготовленной к мировой интеграции в силу слабой инновационной и инвестиционной политики. КНР, например, сразу после вступления в ВТО делает рывок именно благодаря переходу своей экономики на инновационную модель развития. Так, Китай активно скупает российскую интеллектуальную собственность малоизвестной в Москве сибирской науки, в том числе в СО РАН. Возьмем Академгородок, пригород Новосибирска, где находится 52 научных института и живет 18 тыс. ученых, включая полдюжины нобелевских лауреатов. По оценке сотрудника новосибирской администрации Александра Люлько, 80% прибыли Академгородок уже сегодня получает от Китая. После долгих лет постсоветской заброшенности сибирские ученые рады китайским заказам на все: от аэродинамических труб и анализаторов почвы до лазеров, лабораторий ДНК и ускорителей электронов. Ради выживания ученых Красноярский институт солнечно-земной физики создал совместное предприятие с Китайским центром космических исследований. Новосибирский институт высокоточной электроники теперь производит лазеры совместно с Технологическим институтом Шэньяна. В прошлом году более 400 китайских ученых посетили Академгородок с ноутбуками в руках. Все это выявляет сложность задач информационной защиты научного потенциала РАН в условиях растущей экономической экспансии КНР (являющейся в перспективе весьма опасным геополитическим соперником и просто конкурентом на рынках новых товаров и услуг), а также ряда других развитых стран мира. В России, как ни странно, до сих пор не создано целостной системы внешнеэкономического информирования о конъюнктуре основных товарных рынков, ценах и условиях внешней торговли важнейшими товарами. Отечественный бизнес пока далек от принципов мировой торговли по нормам и правилам ВТО, антидемпинговых мер и защиты национального производителя и др. Очевидно, что Минэкономразвития России даже близко не подошло и к выработке стратегий предстоящих торговых войн и не создало свой «Генштаб» (по примеру Генштаба Минобороны России). Между тем мировой рынок информационных технологий уже превысил 1 трлн долл. в год. Лишь одних программистов работает 6 млн человек, а вклад информационного сектора в ВВП развитых стран в ближайшие два десятилетия достигнет 40%. Сегодня именно гражданский сектор российской экономики наиболее не защищен (в том числе перед службами иностранной разведки). Новый набор более эффективных управленческих технологий в России актуален в связи со все большим использованием зарубежными конкурентами (особенно США и странами НАТО) глобальных разведывательных систем военного и специального назначения (типа «Эшелон»). В частности, по оценке экспертов ЕС в 1990-е гг. экономические потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем около 20 млрд евро в год. За сутки «Эшелоном» перехватывается, переводится на английский язык и анализируется специальной аппаратурой свыше 2 млрд разговоров и сообщений, переданных по телефону, факсу, электронной почтой, по Интернету и так далее. Все это обрабатывается, сортируется и рассылается по степени важности президенту США, соответствующим службам, заинтересованным предприятиям и фирмам. Вот так Соединенные Штаты, влиятельный член ВТО, призывая к «прозрачности» торговых отношений между странами, обеспечивают информационную конкурентоспособность своих товаропроизводителей под эгидой норм и принципов авторитетной международной организации. Надо признать, что в соглашениях ВТО многие важные правовые защитные нормы обрисованы лишь в общем плане. Это говорит о том, что представители конкурентного торгового мира работают в некотором отрыве от своих спецслужб и ведомств по охране информации. Здесь представляет особый интерес «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности», где имеется раздел «Охрана закрытой информации». Соотнеся требования ВТО с нормами закона РФ «О государственной тайне», можно сделать вывод о некоторой однобокости этого закона, где понятие «государственная тайна» увязывается прежде всего с национальной безопасностью страны, а не с торговыми секретами национальных товаропроизводителей. Курьез сложившейся в России информационной ситуации в большинстве случаев заключается в том, что публикация открытых содержательных сведений по экономике, науке и технике и др. способствует принятию быстрых и адекватных решений не в самой России, а ее военно-политическими и экономическими соперниками (более развитыми государствами – членами ЕС, АТЭС, ВТО и др.). Для России назревшие элементы цензуры – это специфическая мера «нетарифного регулирования» (по терминологии ВТО) в силу особой экономической роли на мировых рынках военной техники и вооружений, о которой Минэкономразвития России просто не подумало, а ФСБ и бывшая Гостехкомиссия (ныне Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), видимо, своевременно не напомнили. Таким образом, в рамках идеологии экономического детерминизма ограниченная избирательная цензура просто необходима как в политике, дипломатии, так и в сфере высоких наукоемких технологий. Конечно, торговля оружием не регламентируется соглашениями ВТО, но оборонная промышленность страны имеет многочисленных смежников в гражданской промышленности, что требует учета со стороны Минэкономразвития России. В непростых международных внутриполитических условиях уместно обратить внимание на следующие задачи. 1. В силу стратегической значимости не только сохранения, но и качественно нового развития ряда товаропроизводителей из ВПК России, а также особо приоритетных наукоемких предприятий и организаций гражданского сектора экономики от государственных органов управления потребуется более широкое использование секретных управленческих технологий. Сегодня государственная тайна России излишне милитаризована. Основными секретоносителями все еще остаются Минобороны, МВД и ФСБ РФ, а также структуры наукоемкого ВПК, из которых особо выделяется Росатом. В 1990-е гг. в результате приватизации и демонополизации государственной собственности на внутреннем рынке несколько сузилось пространство российской государственной тайны. Но одновременно усилилось влияние частных инвесторов и открытых коммерческих структур на инновационные и инвестиционные процессы в экономике РФ, которые частично остаются секретными. Все это требует совершенствования методологии засекречивания в экономике России, более адекватной трактовки понятия «государственная тайна» и ее применения в условиях присоединения к ВТО. 2. Необходимы кардинальное повышение качества работы и расширение функций внешней разведки России, которая должна усилить свое влияние на перспективные инновационные процессы, в частности по развитию биотехнологий, нанотехнологий и др. В новых условиях возрастает стратегическая важность внешнеэкономической разведки для российского бизнеса, особенно малого «наукоемкого» и среднего бизнеса. Отмечая важность традиционных видов внешней разведки России (политической, научно-технической и военной), следует заметить, что именно присоединение России к ВТО резко повышает роль конкурентной внешнеэкономической разведки. Предстоящее присоединение России к ВТО – это мощный стимул для модернизации сложной рыночной инфраструктуры новой экономики в стране и слома ряда устаревших национальных приоритетов и стереотипов в обосновании принятия решений, особенно в спецслужбах России. 3. Присоединение России к ВТО требует адекватного реформирования не только системы внешней разведки, но и контрразведки (экономического и финансового характера). По оценкам различных специалистов российских спецслужб, в 1990-е гг. в нашей стране возникло множество коммерческих организаций с участием иностранного капитала, которые имеют «двойное дно» высокоэффективных разведывательных структур. Таким образом, государственная тайна становится не только инструментом обеспечения национальной безопасности России, но и средством реализации высокоэффективной торговой политики в рамках принципов и норм ВТО. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Алексей 2775 Опубликовано 12 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2009 Статья интересная и полезная. К сожалению, люди которые формируют цели и задачи для внешней разведки России (спецслужб), многие не имеют экономического оброзования и не имеют понятий, о том что информация и анализ касаемый экономики и событий происходяших в иностранных государствах , может пренести существенную пользу государству. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Жерон Опубликовано 12 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2009 ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
AlexT Опубликовано 12 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2009 Статья интересная и полезная. К сожалению, люди которые формируют цели и задачи для внешней разведки России (спецслужб), многие не имеют экономического оброзования и не имеют понятий, о том что информация и анализ касаемый экономики и событий происходяших в иностранных государствах , может пренести существенную пользу государству. Уважаемый Алексей, Вы делайте такой вывод как человек близкий к разведке или как человек близкий к "группе лиц формирующей цели и задачи"? Не все так категорично. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
j_silver Опубликовано 13 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2009 алексуТ Вы делайте такой вывод как человек близкий к разведке или как человек близкий к "группе лиц формирующей цели и задачи"? ну почему же? вот, к примеру, я. хотя никогда не был в свр, но на основании анализа открытой информухи о наших правителях могу прямо заявить: слова и дела наших правителей как раз и говорят о том, что товарищи не владеют ситуевиной о происходяшем в нашей и в мировой экономике (при условии, что они на самом деле, в глубине души, хотят сделать что-то полезное для нашей страны ;) _ttp://www.apn.ru/publications/article21312.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.