Перейти к содержанию

неоказание первой помощи: нормативные акты


Рекомендуемые сообщения

Коллеги, подскажите: существуют ли в РФ какие-либо законодательные или нормативные акты, регламентирующие оказание/неоказание первой помощи и ответственности за это деяние, кроме статей 124, 125, 265 УК и Главы 12 КоАП РФ ? Может быть, кому-то встречались отраслевые приказы?

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 24
  • Создана
  • Последний ответ
Помоему это для врачей только. Регламентирует это все дело клятва Гиппократа.

 

А наказывают их по УК, хотя приемущественно условно (кому-то даже присудили около двух лет поселений условно).

 

Неужели нет ничего для пожарных, МЧС и других подобных специальностей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На всякий случай : текст статей 124 и 125 УК

Статья 124. Неоказание помощи больному

 

 

1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, -

 

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

 

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

 

2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, -

 

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

 

Статья 125. Оставление в опасности

 

 

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -

 

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

 

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

 

Под 125 может попасть и не медработник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анализ проблемы:

Важность правового регулирования любого процесса является актуальной. Нормальное правовое регулирование вопросов первой помощи имеет особое значение. Связано это с тем, что, во-первых, речь идет об огромном числе потенциальных участников первой помощи (практически это все дееспособное население страны, т.е. десятки миллионов человек). Во-вторых, проблема затрагивает людей разных слоев общества, профессий, возраста. Для большинства из них первая помощь - это непрофессиональные знания, навыки и соответственно действия. В-третьих, как показывают материалы различных исследований, значение первой помощи для спасения жизни и здоровья пострадавших трудно переоценить.

Нами была поставлена задача изучить действующую нормативную документацию, содержащую информацию по проблеме оказания первой помощи на догоспитальном этапе при травмах и неотложных состояниях и выявить недостатки, мешающие адекватному и своевременному оказанию первой помощи.

В ходе работы был проведен анализ нормативных документов содержащихся в электронных базах "Консультант +" и "Гарант", а также ряд документов на бумажных носителях. В результате было отобрано около 1200 документов, имеющих возможное отношение к догоспитальной помощи. Отбор проходил по контексту "Первая помощь", "Догоспитальная помощь", "Первая медицинская помощь", "Неотложная помощь", "Экстренная помощь", "Спасение", "Неотложное состояние", "Травма", "Аптечка", "Катастрофы", "Чрезвычайные ситуации", "Само- и взаимопомощь", "Опасность", "Угроза жизни", и др. После детальной проработки осталось более 200 документов имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме оказания первой или других видов медицинской помощи на догоспитальном этапе.

В результате изучения документов было выявлено, что практически во всех документах отсутствует стройное и комплексное указание на то, что должно конкретно быть сделано для оказания первой помощи.

 

В зависимости от важности и аспекта первой медицинской помощи, документы разделены на пять групп.

1. Первая группа содержит 36 документов, в которых имеется лишь упоминание о том, что на рабочем месте, в автомобиле или где-либо еще должна быть аптечка первой помощи. При этом только в 6 из них приводится рекомендуемый или утвержденный состав аптечки. В остальных документах этой группы состав аптечки или ссылки на какой-либо другой нормативный документ, содержащий его, отсутствуют.

2. Вторая группа содержит 41 документ, в которых имеется упоминание о необходимости оказания первой помощи. Сделано это в различных формулировках. Некоторые носят рекомендательный характер, другие обязывающий (со словами должен, обязан). Однако в большинстве документов нет информации или ссылок на какие-либо другие источники о том, в чем заключается эта помощь, каков ее объем, как она оказывается. Только 11 документов из этой группы содержат информацию о правилах оказания первой помощи при конкретных травмах или состояниях. И только 4 источника содержат еще и информацию о составе аптечек.

3. Третья группа содержит 62 документа, в которых имеются рекомендации для организаций и граждан о необходимости готовности к оказанию первой медицинской помощи. Сделано это либо в виде указания о необходимости обучения правилам оказания первой помощи, либо в виде декларации, что человек должен быть подготовлен, либо в других формулировках. Ни о том, в чем заключается готовность к оказанию первой помощи, каков объем подготовки, как проводится обучение, кто его может проводить, по каким программам, на каком основании, как часто и т.д. нет ни информации, ни ссылок. Только в единственном документе (Приложение 16 к Приказу Министерства здравоохранения РФ N 100) есть программа обучения для подготовки водителей.

4. Четвертая группа содержит 42 документа, в которых имеются различные сочетания рекомендаций о необходимости готовности к оказанию первой медицинской помощи, о необходимости оказания первой медицинской помощи и о том, что должна быть аптечка первой медицинской помощи. Однако всей остальной упомянутой информации (состав аптечек, объем и порядок оказания помощи, как проводится обучение и по каким программам и др.) в них тоже нет.

5. Часть документов (33) имеет лишь косвенное отношение к проблеме первой помощи.

 

Изучение нормативной документации показало следующее. Действующая нормативная база содержит большое количество документов, как федерального, так и местного уровня, касающихся проблемы оказания первой помощи. Среди них важнейшие Федеральные документы, такие как Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Закон о милиции, Закон о пожарной безопасности, и др. Однако неконкретность формулировок и отсутствие комплексности в нормативных документах приводит к неэффективности самого пункта, касающегося первой помощи. С другой стороны, наличие в большом числе документов пунктов, касающихся оказания первой помощи создает видимость того, что все или почти все правовые вопросы первой помощи решены и регламентированы, что приводит к пассивности в создании адекватной нормативной базы по первой помощи. Изучение действующих документов показало наличие в нормативной базе недостатков, которые приводят к снижению частоты оказания первой помощи, и не позволяют адекватно и комплексно решить вопросы, касающиеся как подготовки к оказанию первой помощи, так и ее непосредственного оказания.

 

Из основных и существенных недостатков можно выделить следующие:

1. Нет единого термина, который бы обозначал медицинскую помощь, оказываемую пострадавшему или больному на месте происшествия лицами, не имеющими специального медицинского образования. Для обозначения этой помощи в нормативных документах употребляются термины "первая помощь", "первая медицинская помощь", "догоспитальная помощь", "само- и взаимопомощь", "доврачебная помощь", "первая доврачебная помощь", "доврачебная медицинская помощь", "экстренная медицинская помощь", "элементарная первая помощь", "первая неотложная медицинская помощь" и др. Даже в одном тексте некоторых документов встречаются разные термины. В разных источниках (как нормативных документах, так и в медицинской литературе) под одним термином подразумевается различная помощь. Например, доврачебная помощь употребляется как помощь оказываемая не медиком и как помощь, оказываемая средним медицинским работником, фельдшером или медсестрой.

2. Ни в одном нормативном документе нет четкого определения того, что включает в себя понятие первая помощь, в каком объеме она оказывается, каков порядок ее оказания.

3. Ни в одном документе нет определения прав человека, оказывающего помощь по ее оказанию. Не определена ответственность, как за оказание первой медицинской помощи, так и за ее неоказание. Нет указаний, должен ли человек, оказывающий первую медицинскую помощь на месте происшествия, быть обучен на специальных курсах и иметь соответствующий документ или он в определенном объеме может оказывать помощь и без наличия подготовки и документа.

4. В некоторых документах указывается необходимость обучения населения оказанию первой медицинской помощи. Однако не указан механизм этого обучения (средства массовой информации, курсы, публичные лекции и др.; на каких условиях, в каком объеме, какой документ об обучении).

Несомненно, некоторые аспекты объема первой помощи могут быть скорректированы, но очень важно, чтобы конкретные и недвусмысленные действия по оказанию первой помощи были бы определены и регламентированы общим нормативным документом.

 

Отсутствие юридически определенного объема первой помощи и порядка ее оказания приводит к целому ряду проблем:

- невозможно оценить качество оказания первой помощи (в полном объеме она была оказана или нет);

- различные программы обучения составляются на основании собственного видения автора (авторов) об объеме первой помощи. Это приводит к разной информации в учебниках и пособиях, изданных различными организациями. Если человек переходит из одной организации в другую, то и меняется объем первой помощи, к оказанию которой он должен быть подготовлен. Эти знания для немедика непрофессиональные, и путаница приводит к негативному отношению к первой помощи вообще;

- разрабатываемые перечни аптечек для первой помощи и программы обучения и учебные пособия в случае составления их разными авторами могут не соответствовать друг другу. В результате в оснащение могут входить средства, которыми человек не умеет пользоваться и наоборот, учебники и программы бывают перегружены информацией о средствах и методиках первой помощи, для выполнения которых пользователь не имеет материального оснащения;

- невозможно определить права гражданина по оказанию помощи. Помощь может быть оказана в недопустимо большом и опасном объеме или в неэффективно малом.

Отсутствие единого термина, употребляемого в нормативных документах для определения первой помощи, приводит к путанице понятий и неконкретности помощи. Кроме того, отсутствие единого общеупотребительного термина приведет к большим сложностям при определении прав граждан по оказанию первой помощи. Для составления нормативных документов термин должен быть один.

При изучении нормативных документов нами был обнаружен еще один любопытный факт, возможно объясняющий недостаточную готовность общества к оказанию первой помощи. В "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", при определении видов медицинской помощи понятия "первая помощь" и "первая медицинская помощь" отсутствуют. То же относится к проекту "Закона о здравоохранении в Воронежской области" и, соответственно, аналогичных законов других субъектов Российской Федерации, так как они готовятся на основе Федерального Закона. В результате вопросы первой помощи выходят за рамки компетенции органов здравоохранения.

 

При отсутствии правовой базы органы здравоохранения не имеют никаких рычагов воздействия на потенциальных участников первой помощи, т.к. те не являются медицинскими работниками и органам здравоохранения не подчиняются. На основании этого можно сделать вывод о том, что вопросы первой помощи, как на федеральном, так и на местном уровне практически не координируются органами здравоохранения, так как для этого нет соответствующей нормативной базы, а соответственно эти вопросы не координируются никем. В результате нормативные документы, программы обучения состав аптечек и другие вопросы, связанные с оказанием первой помощи либо остаются в стороне, либо утверждаются в рамках различных министерств и ведомств самостоятельно, зачастую без согласования с министерством здравоохранения или местными органами здравоохранения. Если же такое согласование и происходит, то делается это по остаточному принципу, потому что в органах здравоохранения нет отделов и специалистов, непосредственно отвечающих за первую помощь. В результате вопросы первой помощи оказываются не только несогласованными, неточными и недостаточными, но зачастую и противоречащими как мировой, так и отечественной медицинской практике. Соответственно результаты работы ученых медиков, разрабатывающих основы и правила оказания первой помощи просто либо не доходят до исполнителей первой помощи, либо искажаются. Это в свою очередь создает негативное отношение общества к вопросам первой помощи и значительно снижает частоту и эффективность ее оказания.

Отсутствие прав граждан по оказанию первой помощи и их защиты при неблагоприятном исходе и возможных осложнениях возникающих у пострадавшего в процессе оказания первой помощи приводят к тому, что большинство лиц, не имеющих медицинского образования, опасаются ответственности и первую помощь не оказывают.

Учитывая вышесказанное и то, что проблема первой помощи является межведомственной и высоко социально значимой, с целью более эффективной работы уже имеющихся нормативных документов по первой помощи есть необходимость создания единого для всех граждан нормативного документа не противоречащего имеющейся нормативной базе, определяющего права и ответственность граждан по оказанию или неоказанию первой помощи, объем, порядок оказания и другие аспекты первой помощи.

 

Кроме принятия подобного нормативного документа необходимо создание координационного органа выходящего за рамки отдельного министерства или ведомства. Необходимо, чтобы этот орган включал в свой состав представителей всех заинтересованных министерств и ведомств и решал и координировал все вопросы первой помощи.

 

Ассистент кафедры скорой и

неотложной медицинской помощи

Воронежской государственной

медицинской академии,

кандидат медицинских наук

Л.И.ДЕЖУРНЫЙ

отсюда
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анализ проблемы:отсюда

Спасибо!

В области медицины и здравоохранения более менее ориентируюсь - сфера деятельности работодателя обязывает.

А вот остальные службы :smile2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у милиции в нескольких инструкциях вскольз проскальзывает о содействии врачам и действиях, если обнаружат раненых/убитых/пьяных/без сознания и тп.

 

участковым прямо прописано уведомлять дурку о буйных психах и оказывать содействие в отправке на принудительное лечение, аналогичным образом с алкоголиками и наркоманами

 

все сотрудники во время учебы проходят курс оказания первой помощи пострадавшему

 

 

в общем всё это размазано по двум-трем десяткам инструкций и никто их не выполняет

поищите в консультанте или гаранте, это инструкции не ДСП

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вас интересует как применяются на деле эти статьи?

В основном это дополнительный рычаг воздействия на подозреваемых или свидетеля для колки льда при смерти терпилы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В статье ключевое слово "Заведомое", т.е. даже, если должностные обязанности и профессиональные знания и гражданский долг предполагает вмешательство, то основной момент - мог ли товарищч предполагать, что он оставляет кого-то в опасности. Поэтому необходимо в деталях рассматривать каждый конкретный случай.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зато на этом фоне и используя эти же статьи (ну и еще пределы самообороны) работали по личной охране с личным (или служебным) оружием. Ведь оказаться совершенно случайно в месте совершения преступления и не вмешаться мешал гражданский долг. :smile3:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...