Перейти к содержанию

Виды шпионажа. Шпионаж и разведка.


SpyHard

Рекомендуемые сообщения

  • Ответов 25
  • Создана
  • Последний ответ

Будем учиться на учебном объекте.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО США

(INTELLIGENCE COMMUNITY)

 

Дано определение понятия Разведывательного сообщества США, рассмотрена правовая основа его

деятельности, структура, включающая 13 различных ведомств США, с их вертикальными и

горизонтальными связями. Рассмотрены разноуровневые системы управления разведывательным

сообществом США, включая деятельность Совета национальной безопасности США.

It was given the concept of US Central Intelligence Association legal basis of its activity and its structure

were considered including 13 different US departments with its vertical and horizontal links. Different level systems

of US CIA direction including the activity of US National Security Council were also considered.

За прошедшие десятилетия в массовом сознании сложилось не совсем верное

представление о том, кто в США занимается разведкой и контрразведкой. В самом деле, всем

известно о существовании Центрального разведывательного управления (ЦРУ).

Большинство также знает о существовании Федерального бюро расследований (ФБР). Однако

лишь немногие смогут назвать такие крупные и влиятельные американские спецслужбы, как

Агентство национальной безопасности (АНБ) и Разведывательное управление Министерства

обороны (РУМО). А уж о том, что, помимо перечисленных организаций, разведкой в США

занимается еще дюжина ведомств, знают только специалисты, а также те, кто всерьез

интересуется историей разведки.

Разведывательное сообщество — принятое в США — официальное наименование

целого ряда различных ведомств, занимающихся разведкой. Основы его структуры были

сформулированы в Законе о национальной безопасности, принятом 26 июля 1947 года.

Кто же входит в это сообщество? Сами списки членов Разведывательного

сообщества, приводимые в разных источниках, существенно отличаются друг от друга, в

них не совпадает даже количество называемых организаций. То ли их 11, то ли 13, а может, и

все 18 — каждую из этих цифр можно при желании отыскать в современной литературе,

посвященной спецслужбам.

В настоящее время американское Разведывательное сообщество обладает довольно

своеобразной структурой, имеющей запутанные горизонтальные и вертикальные связи. Тем

не менее, следует признать, что «система работает». На протяжении второй половины XX века

Разведывательное сообщество справлялось со своими обязанностями, что в итоге

обеспечило победу в «холодной войне». Однако коэффициент полезного действия

американской разведки весьма и весьма низок, и успехов своих она добивалась и добивается не

умением, а числом (сотрудников, денег, оборудования и т.п.).

Согласно закону №12333 от 4 декабря 1981 года «О разведывательной деятельности

Соединенных Штатов» (часть 3, § 4, пункт «f») в Разведывательное сообщество США сегодня

входят:

1. Центральное разведывательное управление (Central Intelligence Agency).

2. Агентство национальной безопасности (National Security Agency).

3. Разведывательное управление Министерства обороны (Defense Intelligence

Agency).

4. Отделы внутри Министерства обороны для сбора специализированной внешней

разведывательной информации.

5. Управление разведки и исследований (Bureau of Intelligence and Research)

Государственного департамента.

6. Разведывательные подразделения армии, ВМС, ВВС, корпуса морской пехоты,

Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation), Министерство финансов и

Министерство энергетики.

7. Штабные подразделения при директоре центральной разведки.

Центральное разведывательное управление подчинено непосредственно президенту

США и не входит в состав ни одного из американских министерств. Из других американских

спецслужб такой статус имеет лишь спешно созданное после событий 11 сентября 2001 года

Управление внутренней безопасности (Office of Homeland Security).

Агентство национальной безопасности подчиняется Министерству обороны, хотя, как

обычно подчеркивается, оно «не является его частью». Однако директор АНБ по своей

должности одновременно возглавляет и Центральную службу безопасности (Central Security

Service). Соответственно, возникает вопрос: рассматривать ли АНБ и ЦСБ как два разных

члена сообщества, или же считать их одной организацией?

Разведывательное управление Министерства обороны во всех источниках

рассматривается как самостоятельная организация, определение места которой в структуре

сообщества обычно не вызывает сложностей.

В настоящее время под «отделами внутри Министерства обороны» принято рассматривать

следующие организации. Во–первых, Управление национальной разведки (National

Reconnaissance Office), занимающееся аэрокосмической разведкой. В русскоязычной

литературе часто встречаются такие ее названия, как «Национальное бюро аэрокосмической

разведки», «Национальное управление воздушно–космической разведки» и некоторые другие.

Во–вторых, созданное в 1996 году Национальное управление видовой и картографической

информации (National Imagery and Mapping Agency).

Управление разведки и исследований Государственного департамента, как и

упоминавшееся выше Разведывательное управление Министерства обороны, является

самостоятельной структурной единицей сообщества.

Организации, представленные в шестой позиции списка, требуют более подробного

рассмотрения. По линии Министерства обороны сюда относятся:

– Разведка сухопутных сил (Army Intelligence).

– Разведка ВМС (Navy Intelligence).

– Разведка ВВС (Air Force Intelligence).

– Разведка корпуса морской пехоты (Marine Corps Intelligence).

Помимо названных, имеется еще и Разведка береговой охраны (Coast Guard

Intelligence). Однако «морская разведка» – собственно ВМС, морской пехоты и береговой

охраны – объединены в единую структуру.

ФБР подчинено возглавляющему Министерство юстиции генеральному прокурору

США. Однако Федеральному бюро расследований в оперативном плане подчиняется

Разведывательное управление Администрации по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement

Administration).

Из Министерства финансов в Разведывательное сообщество входят Управление

разведывательного обеспечения (Office of Intelligence Support), а также Секретная служба США

(United States Secret Service), которая, с одной стороны, не имеет отношения к специальной

разведывательной деятельности, однако, с другой – непосредственно упомянута в одном из

пунктов закона №12333.

Наконец, Министерство энергетики также занимается сбором разведданных в области,

связанной с вопросами атомной безопасности.

Таким образом, однозначный ответ на вопрос о количестве членов Разведывательного

сообщества США дать весьма затруднительно. Однако, если буквально подходить к содержанию

закона №12333, то цифра «13» представляется наиболее корректной.

Секретной служба США, Разведка береговой охраны и Управление по борьбе с

наркотиками если и не являются полноценными членами Разведывательного сообщества, то

уж в категорию «американских спецслужб» попадают однозначно.

Как же организовано управление всем этим разношерстным конгломератом?

Президент США и Совет национальной безопасности (СНБ) определяют основные

направления практической деятельности Разведывательного сообщества. Они утверждают

все тайные операции, проводимые спецслужбами, а иногда выступают их инициаторами и

следят за их реализацией.

СНБ был учрежден в соответствии с Законом о национальной безопасности от 26

июля 1947 года. В его состав входит президент, вице–президент, государственный секретарь

и министр обороны. Кроме того, на заседаниях СНБ постоянно присутствуют без права голоса

министр финансов и помощник президента по национальной безопасности. Председатель

Объединенного комитета начальников штабов является официальным советником СНБ по

военным вопросам, а директор ЦРУ — советником по вопросам разведки.

СНБ вырабатывает рекомендации для президента в области внутренней, внешней и

оборонной политики, имеющие непосредственное отношение к национальной безопасности.

Совет выступает от имени президента, являясь высшей руководящей инстанцией для всех

служб внешней разведки и контрразведки в Соединенных Штатах.

При СНБ существует свой штаб, организующий работу Совета и возглавляемый

советником президента по национальной безопасности.

Помимо СНБ при президенте США существуют еще два совещательных органа:

– Президентский консультативный совет по внешней разведке (ПКСВР), созданный 6

февраля 1956 года президентом Эйзенхауэром и первоначально называвшийся Советом

консультантов по проблемам внешней разведки при президенте;

– Совет по надзору за разведкой, состоящий из трех членов, назначаемых

президентом, и призванный рассматривать все вопросы, связанные с соблюдением

законности в деятельности американского Разведывательного сообщества, созданный в 1978

году.

Оба совещательных органа — ПКСВР и Совет по надзору за разведкой существуют

параллельно, при этом председатель Совета по надзору одновременно является и членом

ПКСВР. Члены ПКСВР работают на общественных началах, не получая за свою деятельность

никакого денежного вознаграждения.

Непосредственное руководство и координация работы Разведывательного сообщества

осуществляются директором центральной разведки. По своему статусу эту должность занимает

директор ЦРУ. Он считается главным советником президента и СНБ по всем вопросам

разведывательной деятельности и тайных операций за рубежом. В функции директора

центральной разведки входят подготовка на основе директив СНБ конкретных указаний

разведывательным органам, руководство разработкой сводной программы их деятельности за

рубежом, составление в соответствии с ней проекта бюджета Разведывательного сообщества

в целом и распределение средств между входящими в него организациями.

Разведывательное сообщество имеет совокупный бюджет, ежегодно утверждаемый

Конгрессом США. Его величина долгие годы была засекречена, однако в 1996 году президент

Клинтон дал обещание ее обнародовать. По официальным данным, ассигнования на нужды

Разведывательного сообщества составили в 1997 году 26,6 миллиардов, а в 1998 году — 26,7

миллиардов долларов. 1998 год стал и последним годом «гласности» в этом вопросе, после

чего американский разведывательный бюджет вновь был засекречен. По имеющимся оценкам,

он составил в 1999 году — 29 млрд., а в 2000 году — 29,5 млрд. долларов. Что же касается

деталей бюджета сообщества — сколько получает из него каждая конкретная спецслужба — то

эти данные никогда не рассекречивались. Опять же по некоторым оценкам, наибольшее

финансирование получают Агентство национальной безопасности и Управление национальной

разведки. Это связано с тем, что в своей работе эти ведомства используют дорогостоящую

космическую и радиоэлектронную аппаратуру.

Литература

1. Даллес Аллен. Искусство разведки. – М.: Международные отношения – ФМП «Улисс», 1992.

2. Полмар Н., Аллен Т.Б. Энциклопедия шпионажа / Пер. с англ. В. Смирновой. – М.: КРОН–

ПРЕСС, 1999.

3. Официальный сайт ЦРУ в интернете: http//www.cia.gov

 

Идем дальше.

Шпионаж - один из древнейших видов преступлений. Всякая зарубежная разведка имеет своей задачей не только собирать определенные сведения, но и вербовать граждан другой страны для оказания разведке такой помощи.

 

Если шпионаж совершает гражданин России, он отвечает по ст. 275 как за государственную измену в форме шпионажа.

 

Если в шпионаже виновен иностранец или человек без гражданства, то он несет ответственность за шпионаж как самостоятельное преступление по ст. 27. УК РФ.

 

По ст. 270 УК РФ был, например, недавно осужден американский гражданин Э.Поуп, бывший кадровый офицер военно-морской разведки США.

 

Президент России В.Путин его помиловал. Но это вовсе не значит, что Э.Поуп невиновен. Помилование означает милость, проявленную к человеку, а не его реабилитацию.

 

Российский закон различает два вида шпионажа. Первый - сбор и передача государственной тайны как по собственной инициативе (так называемый инициативный шпионаж), так и по заданию иностранной разведки.

 

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб его безопасности.

 

Было бы ошибочно думать. что материал, не имеющий грифа секретности, не может быть предметом шпионажа, ибо закон знает и второй вид шпионажа, когда его предметом становятся так называемые иные сведения.

 

Круг "иных сведений" не ограничен законом и не предусмотрен каким-либо перечнем. Зарубежные спецслужбы, например, интересуют планы и схемы дорог, сведения о социально-политической обстановке и моральном состоянии вооруженных сил, исчерпывающие данные о военачальниках, политиках и многое другое.

 

Переходим к следующему.

  Термин “шпионаж” (с прилагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”, “научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

 

        Экономический шпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, для удовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет общеизвестное название “шпион”. В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства:

 

        1. Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации);

 

        2. Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты. То, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

 

 

 

Есть три основных способа сбора разведывательной информации (защищаемой государством). Первый

– предполагает использование агентов (шпионов). Второй – основан на применении аэро- и космической съемки и оптических приборов наблюдения. Третий – специалисты называют "сигинт" (сокращение от "сигнал интеллидженс"). Под этим подразумевается тайный перехват информации, идущей по линиям проводной и радиосвязи, факсам и т п.

Четвертый - это изучение открытых источников информации (газет, журналов, других бумажных носителей, информации в Интернет.)

 

style_emoticons/default/smile14.gif

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нижайще прошу прощения за назойливость, но мне хотелось бы уяснить последнее: телефонная, промышленная разведка и разведка в сети Интернет и т. д. - разделы агентурной разведки, принадлежат к бизнес-разведке или вообще существуют отдельно от агентурной и бизнес- разведок.

  Очень прошу простить и благодарю!

19913[/snapback]

 

Что имеется ввиду под терминами "телефонная, промышленная разведка"? Прослушка телефонов и промышленный шпионаж? В этом случае они никак не относятся к БР. По крайней мере к ее законным способам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря определение разведки встречал, а вот шпионажа...

19868[/snapback]

На сайте http://spy.hwworld.ru/, во введении много говорится о шпионаже и его определении. Очень рад поделиться с вами информацией!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...