Перейти к содержанию

ФЗ "О применении полиграфа"


Рекомендуемые сообщения

Коллеги, прошу высказаться по-поводу предлагаемого ФЗ. style_emoticons/default/smile15.gif

 

проект 07.12.05

Федеральный закон

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛИГРАФА

 

Настоящий Федеральный закон определяет основные понятия, цели, принципы и области проведения опросов с использованием полиграфа в Российской Федерации, а также устанавливает основные требования к проведению таких опросов и порядок использования их результатов.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) полиграф - техническое средство, предназначенное для регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и(или) цифровом виде;

2) опрос с использованием полиграфа - нетравмирующая, безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;

3) тестирование на полиграфе - составная часть опроса с использованием полиграфа, включающая в себя регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;

4) полиграфолог - специалист по опросам с использованием полиграфа, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

5) ассистент полиграфолога - лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на полиграфе;

6) опрашиваемое лицо - лицо, проходящее опрос с использованием полиграфа;

7) инициатор опроса - физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с использованием полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) представитель инициатора - лицо, представляющее интересы инициатора опроса, участвующее в организации опроса с использованием полиграфа и присутствующее при его проведении;

9) обязательный опрос с использованием полиграфа - опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

10) добровольный опрос с использованием полиграфа - опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

11) фактор риска - определяемое инициатором опроса в соответствии с принципами настоящего Федерального закона и нормами законодательства Российской Федерации основание, препятствующее поступлению лица на работу (службу) или продолжению выполнения лицом служебных обязанностей, либо препятствующее предоставлению лицу убежища или признанию его беженцем на территории Российской Федерации;

12) согласие лица на прохождение опроса с использованием полиграфа - зафиксированное в письменной форме решение лица о прохождении опроса с использованием полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса;

13) отказ от прохождения опроса с использованием полиграфа - зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с использованием полиграфа, или полиграфологом решение указанного лица не проходить такой опрос;

14) заявление об изменении сроков прохождения опроса с использованием полиграфа - письменное заявление лица о необходимости изменения сроков прохождения опроса с использованием полиграфа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

15) результат опроса с использованием полиграфа - письменное заключение полиграфолога на основе информации, полученной им от опрашиваемого лица в ходе проведения опроса;

16) материалы опроса с использованием полиграфа - результат опроса с использованием полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы аудио- и видеозаписи.

 

Статья 2. Цели и области применения опросов с использованием полиграфа

1. В Российской Федерации опросы с использованием полиграфа проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом. осуществляется:

1) при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим .государственную тайну;

2) в ходе оперативно-розыскной деятельности;

3) в ходе расследований или судебных разбирательств;

4) при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений;

5) при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации,

6)

Статья 3. Правовая основа проведения опросов с использованием полиграфа

Правовой основой проведения опросов с использованием полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

 

Статья 4. Принципы проведения опросов, с использованием полиграфа

1. Опросы с использованием полиграфа проводятся с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности, конфиденциальности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Проведение опроса с использованием полиграфа не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

3. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение опроса с использованием полиграфа или прохождению такого опроса.

4. Право проведения опросов с • использованием полиграфа предоставляется специалистам, аттестованным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Информация, содержащаяся в материалах опроса с использованием полиграфа, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

Статья 5. Лица, проходящие опрос с использованием полиграфа

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане, находящихся на территории Российской Федерации;

3) лица без гражданства, в том числе - прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении убежища, либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее - лица без гражданства).

 

Статья 6. Виды опросов с использованием полиграфа

В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с использованием полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.

 

Статья 7. Ограничения на проведение опросов с использованием полиграфа

Опрос с использованием полиграфа не проводится, если лицо, в отношении которого инициирован такой опрос, представляет письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что физическое и (или) психическое состояние данного лица может повлечь появление у него неадекватных реакций в ходе тестирования на полиграфе, с указанием срока действия данного заключения.

 

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОПРОСЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

 

Статья 8. Лица, проходящие обязательные опросы с использованием полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации, соответственно, осуществляют обязательные опросы с использованием полиграфа:

1) граждан Российской Федерации, получающих или имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) граждан Российской Федерации, поступающих на службу или проходящих службу в:

органах внутренних дел,

органах федеральной службы безопасности,

органах внешней разведки,

органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ,

подразделениях службы судебных приставов органов юстиции,

подразделениях службы исполнения наказаний,

подразделениях министерства обороны,

органах таможенного комитета,

органах государственной охраны,

органах прокуратуры.

3) граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу

 

Статья 9. Случаи применения обязательных опросов с использованием полиграфа

1. Обязательные опросы с использованием полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:

1) при поступлении на работу (службу);

2) при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:

1) должностей, на которые поступают или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 8 настоящего Федерального закона;

2) особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с использованием полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

 

Статья 10. Порядок проведения обязательных опросов с использованием полиграфа

 

1. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации обязательных опросов с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.

2. Порядок проведения негосударственными организациями обязательных опросов с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 11. Отказ от прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа

Отказ от опроса с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.

 

Статья 12. Изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа

1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока проведения обязательного опроса с использованием полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Выбор срока проведения обязательного опроса с использование полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.

2. Допускается:

1) двукратное изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) однократное изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 2 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с использованием полиграфа.

ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОПРОСЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

 

Статья 13. Лица, проходящие добровольные опросы с использованием полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с использованием полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

 

Статья 14. Случаи применения добровольных опросов с использованием полиграфа

1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:

1) в ходе оперативно-розыскной деятельности;

2) в ходе расследований или судебных разбирательств;

2. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:

1) в ходе установления трудовых отношений при поступлении лиц на работу (службу);

2) в целях предупреждения правонарушений в рамках трудовых отношений;

3) при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений.

3. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации в целях обеспечения защиты конфиденциальности информации имеют право проводить опросы с использованием полиграфа лиц, которые в соответствии с трудовым договором будут иметь или имеют доступ к конфиденциальной информации.

4. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений, имеют право проводить опросы с использованием полиграфа работников, если такая обязанность вытекает из трудового договора.

 

Статья 15. Проведение добровольных опросов с использованием полиграфа

1. Проведение в ходе расследований и судебных разбирательств добровольного опроса с использованием полиграфа в форме экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.

2. Проведение органами государственной власти добровольного опроса с использованием полиграфа лица моложе 14 лет осуществляется исключительно в форме экспертизы в соответствии с частью 1 настоящей статьи при согласии одного из родителей (опекунов, иных законных представителей) данного лица на прохождение такого опроса.

3. Работодателю предоставляется право инициировать добровольные опросы с использованием полиграфа лиц, нанимаемых на работу (службу), и проводить такие опросы в случаях, когда:

1) обязанность прохождение опроса предусмотрена трудовым договором;

2) проведение опроса инициировано опрашиваемым лицом.

4. Проведение добровольных опросов с использованием полиграфа лиц без гражданства осуществляется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 16. Отказы от прохождения добровольного опроса с использованием полиграфа

1. Последствия отказов граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, для которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа в форме экспертизы, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Отказы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства от добровольных опросов с использованием полиграфа, проведение которых в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследований или судебных разбирательств инициировано органами государственной власти (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи), не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав.

3. Отказы лиц без гражданства, в отношении которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи) являются основанием для отказа в предоставлении им убежища либо в признании их беженцами на территории Российской Федерации.

4. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа при. • установлении и осуществлении трудовых отношений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, являются основанием для отказа в установлении с ними таких отношений.

5. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений, не могут являться основанием для отказа им в допуске к исполнению служебных обязанностей и не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав за исключением случаев, когда прохождение опроса с использованием полиграфа вытекает из трудового договора.

 

Статья 17. Изменение срока прохождения добровольного опроса с использованием полиграфа

1. Выбор срока проведения добровольного опроса с использованием полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, в отношении которого этот опрос инициирован.

2. Изменение намеченного инициатором опроса срока проведения добровольного опроса с использованием полиграфа не влечет за собой ущемления законных интересов и прав лица, в отношении которого инициирован опрос, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, когда обязанность прохождения опроса с использованием полиграфа вытекает из трудового договора.

 

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

 

Статья 18. Структура и технические средства опроса с использованием полиграфа

1. При выполнении опроса с использованием полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

1) подготовка к работе с опрашиваемым лицом;

2) работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение по усмотрению полиграфолога послетестовой беседы);

3) анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;

4) оформление результатов опроса с использованием полиграфа.

2. Для проведения опросов с использованием полиграфа применяют технические средства, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Полиграфологи, применяющие в ходе опросов полиграфы, не соответствующие требованиям части 2 настоящей статьи, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

4. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом с уведомлением его об этом. Решение о целесообразности осуществления такой записи принимает инициатор опроса.

5. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его письменного добровольного согласия.

 

Статья 19. Лица, присутствующие при проведении опроса с использованием полиграфа

1. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 14, части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:

1) представитель инициатора опроса,

2) ассистент полиграфолога (с разрешение полиграфолога),

3) переводчик (по желанию опрашиваемого лица либо по решению инициатора опроса).

2. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 14 и частей 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога, в помещении имеют право присутствовать:

1) представитель инициатора опроса,

2) адвокат (защитник) (в порядке, установленном процессуальным законодательством),

3) родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 14 лет,

4) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога),

5) переводчик (в порядке, установленном процессуальным законодательством).

3. Присутствие при проведении опроса с использованием полиграфа лиц, не упомянутых в частях 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

 

Статья 20. Язык, на котором проводится опрос с использованием полиграфа

1. Опрос с использованием полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.

2. Если полиграфолог и опрашиваемое лицо не могут в ходе опроса с использованием полиграфа общаться на одном языке, инициатор опроса по заявлению полиграфолога или опрашиваемого лица обязан привлечь переводчика к такому опросу.

 

Статья 21. Требования к полиграфологу

1. Опросы с использованием полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи

2. Полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:

1) быть гражданином Российской Федерации;

2) иметь высшее образование;

3) иметь возраст не менее 22 лет.

3. Полиграфолог, выполняющий опросы с использованием полиграфа, должен пройти подготовку по специальности в порядке установленном статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон, допускает установление органами государственной власти дополнительных требований к отбору и подготовке полиграфологов, выполняющих опросы с использованием полиграфа лиц, указанных в частях 2 и З настоящей статьи.

5. Лица, получившие квалификацию полиграфолога в соответствии с настоящим Федеральным законом, прохдят:

1) регистрацию в Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа;

2) переподготовку не реже одного раза в два года.

6. В случаях выполнения опросов с использованием полиграфа в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона полиграфолог обязан иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

7. Лица, не получившие квалификацию полиграфолога или не прошедшие переподготовку в соответствии с настоящим Федеральным законом и выполняющие опросы с использованием полиграфа, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 22. Обязанности, права и ответственность инициатора опроса

1. Инициатор опроса с использованием полиграфа обязан:

1) предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;

2) предоставить полиграфологу перечень факторов риска;

3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с использованием полиграфа, в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;

4) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с использованием полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;

5) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение опроса с использованием полиграфа;

6) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полигафа осуществляется при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений;

7) гарантировать в письменном виде опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе опроса с использованием полиграфа информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи;

8) ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с использованием полиграфа;

9) организовать проведение повторного опроса с использованием полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

2. Инициатор имеет право:

1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;

2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах опроса с использованием полиграфа;

3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с использованием полиграфа;

4) инициативно передать результаты опроса с использованием полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

3. Инициатор опроса несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 23. Обязанности, права и ответственность полиграфолога

1. При проведении опроса с использованием полиграфа полиграфолог обязан:

1) проводить опрос только при наличии согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;

2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;

3) выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;

4) не проводить опрос с использованием полиграфа при наличии основания, указанного в статье 7 настоящего Федерального закона;

5) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;

6) представить инициатору опроса результаты опроса с использованием полиграфа;

7) оказать помощь инициатору опроса в принятии решения о передаче результатов опроса с использованием полиграфа исполнительным органам государственной власти, если такие результаты содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или в совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

8) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с использованием полиграфа, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных обязанностей полиграфологов, выполняющих опросы с использованием полиграфа в отношении лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 2 статьи 2, статьи 8, части 1 и пункта 3 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Полиграфолог не имеет права:

1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, касающиеся расовой или этнической принадлежности опрашиваемого лица, его религиозных или политических убеждений и взглядов, сексуальной жизни и ориентации, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;

3) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с использованием полиграфа;

4) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.

4. Полиграфолог имеет право:

1) знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с использованием полиграфа,

2) отказаться от проведения опроса:

а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4-настоящей статьи;

б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.

5. Полиграфолог несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 24. Права и обязанности опрашиваемого лица

1. При проведении опроса с использованием полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:

1) быть ознакомленным в-письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;

2) в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;

3) знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания

4) отказаться от участия в проведении опроса с использованием полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

5) представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что его физическое и (или) психическое состояние может повлечь неадекватные реакции в ходе тестировании на полиграфе

6) подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с использованием полиграфа в соответствии со статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона;

7) обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;

8) требовать в инициативном порядке проведения опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;

9) требовать проведения повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами проса с использованием полиграфа.

2. Повторный опрос, инициированный опрашиваемым лицом, проводится за счет этого лица за исключением случаев, при которых проведение повторного опроса определено судебным решением и подпадает под действие пункта 8 части 1 настоящей статьи.

3. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго

следовать инструкциям полиграфолога.

4. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения опроса с использованием полиграфа и влекут за собой последствия, определенные, соответственно, статьями 11 и 15 настоящего Федерального закона.

 

Статья 25. Обязанности и ответственность ассистента полиграфолога

1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

2. Ассистент полиграфолога несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 26. Обязанности, права и ответственность переводчика

1. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы руководствуется обязанностями, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Переводчик не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

 

Статья 27. Права, обязанности и ответственность представителя инициатора опроса

1. Представитель инициатора имеет право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы.

2. Представитель инициатора обязан, строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не имеет права вмешиваться в его действия при проведении опроса с использованием полиграфа, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Представитель инициатора опроса несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 28. Права и обязанности адвоката (защитника) и иного законного представителя опрашиваемого лица

1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица имеют право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица обязаны строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям, не имеют права вмешиваться в его действия при выполнении тестирования на полиграфе, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица несут ответственность за разглашение информации, ставшей им известной при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 29. Порядок использования результатов опроса с использованием полиграфа

1. Право использования результатов опроса с использованием полиграфа принадлежит его инициатору.

2. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие статьи 8 настоящего Федерального закона:

1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных данным лицом;

2) могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица;

3) дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение этим лицом его служебных обязанностей.

3. Результаты опроса с использованием полиграфа лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, могут являться доказательством по делу в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие пункта 4 части 2 статьи 2 и части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи:

1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных этим лицом;

2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;

3) являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

5. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона:

1) не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора;

2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;

3) могут служить основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

 

Статья 30. Порядок хранения материалов опроса с использованием полиграфа

1. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.

2. Материалы опроса с использованием полиграфа хранятся у инициатора опроса и(или), с его разрешения, у полиграфолога.

3. Условия хранения материалов опроса с использованием полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения, или несанкционированного доступа к ним.

4. В случаях, если нормативными правовыми актами органов государственной власти или трудовым договором предусмотрено проведение периодических опросов с использованием полиграфа, срок хранения материалов опроса должен быть не менее установленного срока проведения последующего опроса.

5. Сроки хранения материалов опросов с использованием полиграфа, выполненных в процессуальных условиях, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 31 Государственная комиссия по опросам с использованием полиграфа

1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с использованием полиграфа органами государственной власти и негосударственными организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок подготовки полиграфологов для указанных органов и организаций определяет и контролирует Государственная комиссия по опросам с использованием полиграфа.

2. Положение о Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 32. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 33. Прокурорский надзор за проведением опросов с использованием полиграфа

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с использованием полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

 

Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его принятия.

 

 

Президент Российской Федерации

В.В.Путин

 

 

Ниже смотрите комментарии:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона

«О применении полиграфа»

 

Опрос с использованием полиграфа (ОИП) является комплексным психолого-психофизиологическим методом оценки достоверности сообщенных человеком сведений.

Опрос с использованием полиграфа или, иначе, проверка на полиграфе представляет собой нетравмирующую, безвредную для жизни и здоровья человека процедуру, в ходе которой осуществляется контроль динамики дыхания, кожно-гальванического рефлекса и сердечно-сосудистой активности человека. Наукой и практикой давно доказано: если человеку задавать вопросы о каком-либо событии и при этом анализировать возникающие у него физиологические реакции, то в результате такого наблюдения удается установить информированность конкретного человека об исследуемом событии, участником (или свидетелем) которого он являлся, и причастность к которому стремится скрыть.

В мировой практике ОИП в целях выявления у человека скрываемой информации используется в ходе различного рода расследований и при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала. Полиграф активно используют в указанных целях как государственные органы (в первую очередь полиция и спецслужбы), так и частные предприниматели для защиты своих коммерческих интересов.

По экспертной оценке Американской ассоциации полиграфологов точность результатов, получаемых в итоге проверки человека на полиграфе, составляет 90-96 %, что считается весьма высоким для методов психологического класса. Именно высокая прикладная эффективность ОИП объясняет то, что этот метод в настоящее время используется более чем в 60 странах мира.

Легальное применение ОИП в отечественной правоохранительной практике началось 1 марта 1993_г., когда Министерство юстиции .России в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» одобрило первый в стране ведомственный правовой акт (инструкцию), регламентировавший использование полиграфа в системе органов Министерства безопасности.

В настоящее время ведущими пользователями ОИП среди федеральных ведомств являются подразделения МВД и ФСБ России. В различной степени применяют полиграф в своей деятельности Службы внешней разведки, ГРУ и 12 ГУ Министерства обороны, ГУИН и экспертные учреждения Министерства юстиции. По ориентировочным оценкам, ежегодно перечисленными ведомствами в совокупности осуществляется 14-15 тысяч проверок на полиграфе различного целевого назначения.

В 1994г. ОИП начали применяться в сфере отечественного частного предпринимательства при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала, а также при проведении служебных разбирательств. В настоящее время коммерческое применение полиграфа осуществляется более чем в двадцати городах России. Ежегодно во внегосударственной сфере осуществляются тысячи проверок на полиграфе различного целевого назначения.

С 1993 г. ОИП получил в стране достаточно большое распространение, и Россия в настоящее время входит в: число пяти ведущих государств мира по объёмам прикладного применения полиграфа в правоохранительных целях.

Научные достижения последних лет позволили обосновать допустимость применения ОИП в процессуальной практике в форме психофизиологической экспертизы. Имеются первые прецеденты принятия в суде результатов этого вида экспертизы в качестве доказательств.

Вместе с тем, наряду с очевидными достижениями в области использования полиграфа в отечественной правоохранительной практике, следует признать ряд упущений и недостатков, требующих безотлагательного устранения.

В настоящее время применение полиграфа в России осуществляется в рамках правового поля, очерченного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Законом РФ «О государственной тайне». При этом метод ОИП применяют лишь некоторые министерства и ведомства, деятельность которых регулируется этими законами. В рамки указанного выше правового поля не «укладывается» применение ОИП в следственной практике, хотя научное обоснование допустимости такого использования полиграфа уже существует. В стране отсутствуют единая система подготовки и аттестации полиграфологов для государственных органов.

В целом, с учетом реальных потребностей практики в использовании данного метода, развертывание применения ОИП в системе государственных органов России идет медленно и, как правило, бессистемно.

Особую озабоченность вызывает применение полиграфа субъектами бизнеса, поскольку в России полностью отсутствуют какие-либо правовые нормы, регламентирующие использование полиграфа в этой сфере, а также подготовку специалистов и контроль за их деятельностью. Вместе с тем использование полиграфа в сфере частного предпринимательства для обеспечения собственной безопасности, защиты конфиденциальности информации целесообразно, что также показала практика применения ОИП в крупных компаниях при кадровом отборе и проведении служебных разбирательств.

Опыт США показал, что отсутствие жесткого правового регулирования неизбежно ведет к грубым нарушениям прав и свобод лиц, в отношении которых применяется опрос с использованием полиграфа. В 80-е годы в стране сложилась настолько напряженная ситуация, что для устранения нарушений в данной области Конгресс США в 1988 г. принял специальный федеральный закон - «Закон о защите служащих от полиграфа» («Employee polygraph protection act»).

Предлагаемый законопроект учитывает зарубежный эффективность проведения опросов с использованием полиграфа и направлен на регламентацию использования полиграфа в деятельности различных организаций, обеспечивающую паритет между правами человека на неприкосновенность частной жизни (ст. 24 Конституции РФ) и правом общества ограничивать права человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В этих целях проект федерального закона:

устанавливает принципы проведения опросов с использованием полиграфа (ст. 4): законности, гуманизма, научности и конфиденциальности, при сочетании добровольности участия в опросе опрашиваемого лица и обязательности опросов в случаях, предусмотренных законом;

вводит институты обязательных (ст. 8-12) и добровольных (ст. 13-17) ОИП, устанавливает условия их выполнения и регламентирует последствия отказа от их проведения;

определяет перечень лиц, допущенных к участию в ОИП, их права, обязанности и ответственность (19-28);

формирует систему контроля за деятельностью полиграфологов (ст. 31).

В соответствии с концепцией законопроекта обязательные ОИП проводятся установленными органами исполнительной власти при отборе и расстановке кадров, проверке служебной деятельности, допуске к государственной тайне. Кроме того, обязательные ОИП проводятся органами государственной власти и негосударственными организациями в отношении граждан, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу (ст. 8).

Законопроект определил области проведения добровольных ОИП. При этом применение ОИП находится в строгом соответствии с нормами трудового законодательства и должно обеспечить взаимную надежную защиту прав и интересов нанимаемого на работу или работающего персонала и работодателя.

Законопроект предусматривает обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в процессе и в итоге выполнения ОИП, устанавливает запрет на её использование в целях, не предусмотренных законом (ст. 29).

Отсутствие правовой регламентации использования ОИП затрудняет и сдерживает применение ОИП государственными и негосударственными структурами в правоохранительных целях и создает условия для злоупотреблений этим методом.

Задачи, которые мы ставим перед рабочей группой:

1. Рассмотреть подготовленный законопроект.

2. Сформулировать замечания и предложения по его доработке, включая сопроводительные документы.

3. Рассмотреть доработанный вариант.

4. После внесения его в Государственную Думу, содействовать продвижению законопроекта в ведомствах.

 

Вопросы в связи с подготовкой законопроекта:

(актуальность законопроекта для нас очевидна, поэтому вопросы касаются его концепции и содержания сопроводительных документов - Пояснительной записки, Финансово-экономического обоснования, Перечня федеральных законов, требующих изменения)

1. Достаточно ли защищены законные интересы человека и гражданина при проведении опросов с использованием полиграфа (ОИП)?

2. Достаточны ли требования к участникам ОИП и, в первую очередь, к полиграфологам?

3. Каким должен быть организационно-правовой статус органа, обеспечивающего координацию работ по применению ОИП и контроль за этой деятельностью, механизм его формирования? ■

4. Целесообразно ли в законе запрещать обучению методам искажения результатов тестирования, за исключением разведчиков (контразведчиков)?

5. Какие государственные органы (их организации) вправе осуществлять на платной основе тестирование с использованием полиграфа в интересах негосударственных организаций, оказывать им методическую и иную помощь в проведении тестирования и оценке его результатов? Нужно ли это определять в законе?

6. Из каких средств должны финансироваться ОИП в ведомствах, потребуются ли дополнительные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета? Каков механизм оценки этих расходов?

7. Какие нормативные правовые акты, прежде всего федеральные законы, потребуют изменения в случае принятия данного Федерального закона?

 

Мы будем благодарны за любые замечания и предложения, как по концепции законопроекта, так и его редакции.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 13
  • Создана
  • Последний ответ

Предлагаю одну поправку-заменить слово "полиграф" на "сыворотку правды" с полным исключением из текста закона фразы "при наличии их письменного согласия", ибо при поступлении на работу- кого из работодателей интересует согласие соискателя?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Постараюсь выложить группу тех, кто "творил" этот ФЗ. Сейчас сижу и читаю список - в основном, все Ф.. и С.., Самое главное, нет МВД style_emoticons/default/smile4.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что сильно настораживает - статья 11 - последствия отказа в прохождении проверки. Полиграф действительно не ошибается ошибается полиграфолог - т.е. полное отсутствие гарантии 100 % достоверного результата, а как же вопрос о презумпции невиновности? Т.е. типа "выплеснули вместе с водой ребенка" да ну и ладно.

PS На прошлой неделе имел честь общаться с представителем "питерского центра детекции лжи" и вынес из этого общения очень важные вещи:

1) полиграф не фиксирует ложь, а фиксирует психофизиологические реакции с последующей интерпритацией полиграфологом

2) существуют достаточно эффективные бесконтактные методики определения психофизиологической реакции (о которых почему то очень редко упоминается).

3) эффективность использования методик и конечный результат зависят целиком от человека

4) в нашей стране очень мало професиональных полиграфологов и ещё меньше тех, кто таковых может подготовить, чтобы для них в настоящее время создавать закон

5) введение данного закона увеличит стоимость услуг полиграфологов и обучения на них и количество аферистов в данной среде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...