Перейти к содержанию

Исследование, как система получения знаний.


MOS

Можно ли Вашу работу назвать исследованием?  

15 проголосовавших

  1. 1. Можно ли Вашу работу назвать исследованием?

    • Да.
      14
    • Нет.
      1


Рекомендуемые сообщения

Первое, что я себе представил - растроганный убийца и вор, сидящий в будке консьержа в моем доме :))

Вот уж никак не думал, что так будут истолкованы мои слова. Жаль нет мнения "маркетологов" интересно, как они прочитали абзац о воре и убийце style_emoticons/default/smile20.gif

Но потом перечитал и, кажется, понял.

Только не нравится мне это. Надувательство. Во всяком случае, я не вижу реальной пользы людям - одни бабки. Я называю такой бизнес "схемотехника". Ничего, что я откровенно?

Да ничего, что откровенно, но таков ЗАКАЗ, а вопрос заказов мы уже неоднократно на форуме обсуждали. Разговор не о самом заказе, а об его исполнении.

Мне больше нравится идея консьержей на французский манер. Пусть продают прессу, сигареты, воду, другую ходовую мелочевку... Все равно ведь знают - кому что надо. Какой житель будет против? А папик района - обеспечит это дело. Вот и польза, и доп-заработок, и репутация, и довольные взрослые и дети.

В дальнейшем заказчик, так и планирует построить свою деятельность, но еще раз повторюсь, что разговор не о заказе, а об его выполнении. Папик должен быть доволен до начала работы, а не после нее.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 44
  • Создана
  • Последний ответ
О так называемой «интуиции» я уже высказывал свое субъективное мнение, при нем и остаюсь. Она не изучена, и ближайшее время изучена не будет.

На основании того, в какой последовательности Вы рассположили два высказывания можно предположить что второе является следствием из первого. А если же учесть что следствие противоречит фактам (философские исследования интуиции как факта сознания и психоаналитические, психо- и нейрофизиологические, как функции психики проводились и проводятся) то гипотеза начинает выглядеть еще более внушительной.

 

Разумеется, "вопрос" необходим. Необходима т.н. "ситуация абсурда" то есть минимальное и необъяснимое положение наблюдаемых фактом, которое естественным образом вынуждает человека задаться вопросом. И такая ситуация реализуема только тогда когда человек способен наблюдать эти необъяснимые положения фактов. В обыденной речи эту способность называются "задаваться вопросом". Есть люди которые находят неочевидным и требующим объяснения то, на что другие просто не обращают внимания. Т.к. очевидных объяснений им явно не достаточно. Но лишь немногие не придумывают для новых объяснений новых сущностей и остаются в рамкахполя фактов.

 

В ходе получения «попутного» результата, заинтересовался фразой о безальтернативности способа получить ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ знания, если нет «бессознательной» составляющей исследования. Можно ли подробней?

И пока не пойму – куда в системе прилепить абдукцию. Дедукцию и Индукцию – вроде знаю, но ЭТО… Надеюсь, поможете.

 

Попробую продемонстрировать метод абдукции ("спекулятивной диалектики") на примере анекдота:

 

Женская логика

- Еду в автобусе. Надо передать на билет. Рядом стоит девушка. Как к ней обратиться - на ты или на вы? Рассуждаю логически. Этот автобус - экспресс.

Если девушка не сошла на предыдущей остановке, значит, она едет в мой микрорайон. Едет с бутылкой вина, значит, к мужчине. Бутылка дорогая, значит, едет к красивому мужчине...В нашем микрорайоне двое красивых мужчин:

мой муж и мой любовник. К моему любовнику она ехать не может, так как я сама еду к нему. Значит, она едет к моему мужу. У моего мужа две любовницы - Оля и Катя. Катя сейчас в командировке. - Оля, передай на билет! Девушка

(ошеломленно): - Откуда Вы меня знаете?!

 

Логические переходы в этом анекдотическом суждении спекулятивны. И все же результат суждения оказался верным, правильным.

Если внимательно почитать рассказы о Шерлоке Холмсе, то можно обнаружить что почти все суждения великого сыщика основаны на спекуляцитивной логике, то есть на абдукции.

наука так же движется вперед только благодаря способности человеческого мозга генерировать спекулятивные гипотезы, которые в дальнейшем подвергаются критическому анализу методами классической логики — дедуктивными и индуктивными. Но ПРАВИЛЬНО задаться ПРАВИЛЬНЫМ вопросом основываясь на методах классической логики невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие пути проходит исследователь, чтобы в результате получить новую информацию, новые знания? (Далее – знания).

 

Мне всегда нравился подход японцев, не изобретать новое, а совершенствовать существующее.

Взято из разных источников.

 

Основные этапы исследования

 

1. Постановка (формулирование) задачи исследования.

2. Разработка плана проведения исследования.

3. Подготовка материалов, инструментов необходимых для исследования (Создание анкет).

4. Выбор метода исследования.

5. Определение времени исследования.

6. Выбор места проведения исследования.

7. Подбор персонала, его инструктаж.

8. Сбор данных.

9. Обработка результатов исследования.

10. Сводка данных, графическое оформление.

11. Анализ полученных данных.

12. Выводы и рекомендации.

13. Подготовка демонстрационной версии.

14. Нивелирование влияния на исследование человеческого фактора

 

Текстовая схема исследования:

1.Теория, накопленный опыт, интуиция и т.п.

2.Формулировка модели

3.Сбор данных

4.Оценка искомых параметров модели

5.Тестирование гипотез

6.Интерпритация результатов

7.Практическое использование результатов

 

Системный анализ включает

- выбор проблемы;

- постановка задачи и ограничение степени ее сложности;

- установление иерархии целей;

- выбор путей и способов решения задачи;

- моделирование;

- оценка возможных стратегий;

- рекомендации.

 

 

Организация исследований

 

Алгopитм - этo тexнoлoгия peшeния пpoблeмы, пpeдycмaтpивaющaя нe тoлькo пocлeдoвaтeльнocть и пapaллeльнocть paзличныx oпepaций, нo и вoзмoжнocти иx нeyдaчи, пoиcк нoвыx пyтeй peшeния пpoблeмы в paмкax дaннoй пpoгpaммы, кoppeктиpoвкy coдepжaтeльнoгo взaимoдeйcтвия пpoблeм.

 

Вecь xoд иccлeдoвaния cиcтeм мoжнo пpeдcтaвить в видe cлeдyющeгo aлгopитмa:

 

- выбop и oбocнoвaниe aктyaльнocти тeмы иccлeдoвaния. Выдeлeниe peшaeмoй пpoблeмы и пpoтивopeчий;

- oбщee oзнaкoмлeниe c пpoблeмoй иccлeдoвaния, oпpeдeлeниe ee внeшниx гpaниц;

- фopмyлиpoвкa цeлeй иccлeдoвaния и пocтaнoвкa кoнкpeтныx зaдaч иccлeдoвaния;

- oпpeдeлeниe oбъeктa и пpeдмeтa иccлeдoвaния;

- paзpaбoткa гипoтeзы иccлeдoвaния;

- пocтpoeниe пpoгpaммы и плaнa иccлeдoвaния;

- выбop мeтoдoв и paзpaбoткa мeтoдики пpoвeдeния иccлeдoвaния (coциoлoгичecкиe, фopмaльныe, экcпepтныe);

- нeпocpeдcтвeннoe иccлeдoвaниe. Оpгaнизaция и пpoвeдeниe экcпepимeнтa. Пpoвepкa гипoтeзы;

- oбoбщeниe и cинтeз экcпepимeнтaльныx дaнныx;

- фopмyлиpoвкa пpeдвapитeльныx вывoдoв, иx aпpoбиpoвaниe и yтoчнeниe;

- фopмyлиpoвaниe и oбocнoвaниe зaключитeльныx вывoдoв, oцeнкa пoлyчeнныx peзyльтaтoв, paзpaбoткa пpaктичecкиx peкoмeндaций;

- oпиcaниe пpoцecca иccлeдoвaния и eгo peзyльтaтoв;

- oбcyждeниe peзyльтaтoв иccлeдoвaния;

- внeдpeниe пoлyчeнныx peзyльтaтoв в пpaктикy.

 

Тexнoлoгия - этo вapиaнт paциoнaльнoгo пocтpoeния пpoцecca иccлeдoвaния.

Нaибoлee пpocтoй, элeмeнтapнoй тexнoлoгиeй являeтcя линeйнaя тexнoлoгия. Онa зaключaeтcя в пocлeдoвaтeльнoм пpoвeдeнии иccлeдoвaний пo cлeдyющим этaпaм: пocтaнoвки пpoблeмы, фopмyлиpoвки зaдaч ee peшeния, выбopa мeтoдoв иccлeдoвaнии, пpoвeдeния aнaлизa и пoиcкa пoзитивныx peшeний, экcпepимeнтaльнoй пpoвepки peшeния, ecли oнa вoзмoжнa, paзpaбoтки иннoвaций. Тaкaя тexнoлoгия мoжeт быть вecьмa эффeктивнoй в cлyчae peшeния cpaвнитeльнo пpocтыx иccлeдoвaтeльcкиx пpoблeм.

Мнoгиe cxeмы paциoнaльныx тexнoлoгий пpeдпoлaгaют вoзмoжнocть пapaллeльнoгo выпoлнeния paбoт или oпepaций. В тexнoлoгии иccлeдoвaний тaкoй пoдxoд тaкжe cyщecтвyeт. Нaпpимep, пo cлoжным, кoмплeкcным пpoблeмaм мoжнo выпoлнять oтдeльныe иccлeдoвaтeльcкиe paбoты пapaллeльнo. Бoлee тoгo, в нeкoтopыx cлyчaяx этo oкaзывaeтcя пpocтo нeoбxoдимым. Этo экoнoмит вpeмя, пoзвoляeт бoлee эффeктивнo иcпoльзoвaть пepcoнaл, пoвышaeт кoмпeтeнтнocть и пpoизвoдитeльнocть дeятeльнocти.

Бывaют пpoблeмы в иccлeдoвaнии, peшeниe кoтopыx тpyднo пpeдcтaвить зapaнee в oпpeдeлeннoй тexнoлoгичecкoй cxeмe, тpyднo пpeдвидeть, кaкиe этaпы нeoбxoдимы для oпpeдeлeния oкoнчaтeльнoгo peзyльтaтa, и вooбщe cyщecтвyeт ли oн пo этoй пpoблeмe. В этoм cлyчae иcпoльзyютcя тexнoлoгии aдaптивнoгo типa. Сyть иx зaключaeтcя в пocлeдoвaтeльнoй кoppeктиpoвкe тexнoлoгичecкoй cxeмы пo мepe пpoвeдeния кaждoгo из этaпoв иccлeдoвaния.

Еcли цeль иccлeдoвaний - чacтичныe измeнeния cиcтeмы, - иcпoльзyeтcя тexнoлoгия пocлeдoвaтeльныx измeнeний кaчecтвa дeятeльнocти. Онa пocтpoeнa нa oцeнкe cyщecтвyющeгo кaчecтвa yпpaвлeния (yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти) и пoиcкe нeпpинципиaльныx, нeзнaчитeльныx, нo peaльныx измeнeний кaчecтвa. Тaкaя тexнoлoгия пoзвoляeт пpoвoдить иccлeдoвaния пpи нeзнaчитeльныx pecypcax, избeгaть pиcкoв иннoвaций, пoвыcить нaдeжнocть пpeoбpaзoвaний.

В oблacти иccлeдoвaния cyщecтвyют и тexнoлoгии cлyчaйнoгo пoиcкa. Нa пepвoм этaпe тaкoй тexнoлoгии нe пpeдпoлaгaeтcя мнoгo внимaния yдeлять пocтaнoвкe пpoблeмы, ee выбopy, oбocнoвaнию. Бepeтcя любaя пpoблeмa и нa ee ocнoвe пpoвoдитcя иccлeдoвaниe пo cмeжным пpoблeмaм, ycтaнaвливaютcя cвязи, зaпoлняeтcя peшeниями "пoлe пpoблeм", oпpeдeляeтcя, тaким oбpaзoм, тpaeктopия paзвития. Онa и пoкaзывaeт глaвнyю пpoблeмy, нa кoтopoй нeoбxoдимo cocpeдoтoчить внимaниe.

Выбop тexнoлoгичecкиx cxeм пpoвeдeния иccлeдoвaния cпocoбcтвyeт пoвышeнию eгo эффeктивнocти.

style_emoticons/default/smile14.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Механик

 

Спасибо за очередной яркий пример - суть абдукции я понял. Но мне интересно ее место в "исследовательской системе".

Уточню - что имею ввиду.

 

Исходя из материалов и формулировок - абдукция является принципом мышления, и вполне естественно соседствует с другими восьмью (известными мне) принципами. Принципами можно описать - каким образом человек приходит к выводу, изучая "ситуацию абсурда". В моем понимании, принципы следуют ЗА методами исследования (являются следствием выбранных методов), а не наоборот.

Но принципы мышления могут сами являться методами исследований на каких-то уровнях. Так, анализ, индукция и дедукция – являются и принципами мышления, и методами исследований на теоретическом, эмпирическом и некоторых других уровнях.

 

Поэтому меня и заинтересовало Ваше мнение – является ли абдукция, будучи принципом, также методом исследования, и если да – то на каком уровне?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Elfree

 

Основные этапы исследования, Текстовая схема исследования и Организация (алгоритм) исследований – в описанном виде и есть ТЕХНОЛОГИЯ. Но в системе получения знаний – это только план действий, который хоть раз приводил к положительному результату. Другими словами, это схема процесса, а не схема направления решения.

 

Берем для примера «основные этапы исследования».

 

4. Выбор метода исследования. – из каких возможных методов, и на основании чего?

11. Анализ полученных данных. – почему именно анализ, а не, например, синтез?

 

А как Вы смотрите на то, что данные (значения), как и их сбор, могут быть не только не обязательны, но и намеренно исключаться исследователем? Не говоря уже о том, что большинство перечисленных пунктов – это отдельные задачи, а значит самостоятельные исследования, решаемые каждое на своем уровне и своими методами.

 

 

Заинтересовало описание «системного анализа». Какой источник?

 

Давайте об АНАЛИЗЕ.

- метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

 

Но если это именно метод – почему среди его пунктов содержится «МОДЕЛИРОВАНИЕ» - такой же самостоятельный метод?

- метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей

 

 

Хорошо. Анализ – это еще и принцип мышления – то есть, свого рода, технология применения интеллекта.

Тогда чем же отличается системный анализ от общего «классического»?

 

Читаем: «Системный анализ, чьи основы являются достаточно древними, - все же сравнительно молодая наука (сравнима по возрасту, например, с кибернетикой). Хотя она и активно развивается, ее определяющие понятия и термины недостаточно формализованы (если это вообще возможно осуществить). Системный анализ применяется в любой предметной области, включая в себя как частные, так и общие методы и процедуры исследования.»

 

То есть, это та же технология, тот же принцип, который модернизирован (адаптирован) под современные предметные области исследований. Как раз тот случай рождения науки - не из желания познать мир, а по необходимости. Как и кибернетика, и экономика, и КР.

Наверное, фундаменталист-Капица (Петр Петрович) согласился бы со мной. :)

 

 

А что Вы, уважаемый Elfree, любитель математических теорий, предложите в качестве компонентов для соблюдения «принципа оптимальности» (уравнение Беллмана) при выборе оптимального пути исследования? :)

Я серьезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...